- Третьяков, Сергей Михайлович
- (08.[20].06.1892, Кулдига, Курляндская губерния - 09.08.1939, Москва)русский поэт, драматург, публицист. Старший из восьми детей в семье учителя. В 1916 окончил юридический факультет Московского университета, входил в группу футуристов “Мезонин поэзии”. В 1919-1922 работал на Дальнем Востоке. Первые книги стихов “Железная пауза” (Владивосток, 1919) и “Ясныш” (Чита, 1922) были насыщены неологизмами, звукописью, “летящими кометами гипербол”. После возвращения в Москву сотрудничал с С.Эйзенштейном* в театре Пролеткульта* и с В.Мейерхольдом в ГОСТИМе. В 1923-1928 Т. принадлежал к объединению ЛЕФ (“Левый фронт искусств”), после ухода оттуда Маяковского* стал редактором журнала “Новый ЛЕФ” (выпустил 5 номеров). Будучи одним из теоретиков “литературы факта”, “социального заказа”, он считал, что беллетристику вытеснит документальная проза, станковую картину - фотография, постановочную съемку - хроника. Роман “Дэн Шихуа”, написанный после поездки для чтения лекций в Пекинском университете в 1924-1926, автор назвал “био-интервью”, по аналогии с биомеханикой В.Мейерхольда. Выступал против “искусства-наркотика”, “искусства-флёра” за возвращение к непосредственным реакциям человека, к “точке возбудимости”, к выявлению “эмоциональной насыщенности” и “эмоциональному сочувствию”.Пьесы Т. предполагали участие зрителей в театральном действии и в дискуссии по поводу происходящего на сцене. Так, в 1924 спектакль “Противогазы” был поставлен С.Эйзенштейном прямо на Московском газовом заводе, “Непорзач” (“Непорочное зачатие”, 1923) - в комсомольском клубе как часть антирелигиозного диспута в связи с праздником Рождества. Для театра Мейерхольда Т. создал пьесы в жанре политического обозрения со множеством действующих лиц, эпизодов и сцен, связанных между собой не сюжетно, а вставными эстрадными номерами. Он написал титры для кинофильма “Броненосец "Потемкин"” (1925). Т. любил, по его выражению, подбрасывать “в чужие гнезда яростных кукушат своих постановок”, то есть перерабатывать в соответствии со своими принципами чужие произведения. Из мелодрамы М.Мартине “Ночь” Т. сделал митинговое “Военно-революционное действие, посвященное Красной Армии”, известное под названием “Земля дыбом” (1923). В спектакле чередовались сатирические и пафосные эпизоды, стихи были заменены прозой, уличным просторечием (“шкурники”, “саботаж”), впервые использовался киноэкран, по сцене проезжал автомобиль, шум которого вытеснял траурную музыку. “Патетическая эстрада, - писал Т., - могла возникнуть только в стране фантастической социальной стройки”. Сюжет пьесы “Рычи, Китай!” (1926) взят из газетной заметки о случайно утонувшем в Янцзы англичанине и последующей казни китайцев-лодочников. Т. признавался, что спектакль, построенный как этнографический очерк, с одной стороны, и как газетная статья, с другой, оказался для большинства только экзотическим и трогательным зрелищем. Возникавший конгломерат стилей, прежде всего документально-конструктивистского и эмоционально-экспрессионистского, Т. комментировал в “Драматурговых заметках”: “Выйти на улицу и растворить в деле свою эстетическую, эмоционализаторскую сущность театру не удалось”.Кризис агитационного театра был во многом предопределен изменением и усложнением политической ситуации. В конце 1920-х политические кабаре и обозрения самодеятельных коллективов “Синей блузы” уже не исчерпывали зрительского интереса, подобно тому, как это произошло с политическим театром Э.Пискатора*. Догматизм и конъюнктурность ограничивали “выразительные формы”, символизирующие “коллективную волю общества”, что впоследствии Х.Вальден* в ходе дискуссии в журнале “Ворт” (1938) назвал “вульгарным экспрессионизмом”. Если пафос спектакля “Слышишь, Москва?!” (1923), действие которого происходило в Германии, был вполне органичен, несмотря на плакатность и схематизм, то “Рычи, Китай!”, по мнению видевшего пьесу в Берлине О.Шлеммера, казался многословным и лишенным поучительности. Тем не менее, во время гастролей театра Мейерхольда весной 1930 в Германии и позже она была сыграна около ста раз. С тех пор Т. стал одной из ключевых фигур в русско-немецких культурных связях. Ему принадлежал перевод и предисловие к первой книге Б.Брехта*, изданной в Москве “Эпические драмы” (1934). Т. не только вносил “русский элемент” в немецкую среду, в частности, во время поездки в Германию, Австрию в 1930-1931, но знакомил русских читателей с теми писателями, чьи книги сжигали нацисты (“Люди одного костра”, 1936). Его соединяли творческие и дружеские отношения с Дж.Хартфилдом, Э.Пискатором, Ф.Вольфом, Й.Р.Бехером*, Г.Эйслером, Т.Пливье, О.М.Графом и др. Последней книгой Т. стала “Страна-перекресток. Пять недель в Чехословакии” (1937). 26 июля 1937 писатель был арестован, осужден и через два года расстрелян. “Мой учитель Третьяков (огромный, приветливый) расстрелян по приговору суда народа”,-писал узнавший о гибели друга Брехт.Соч.: Октябревичи. М., 1924; Итого. М., 1924; Рычи, Китай. М., 1926; Речевик. М., 1929; Страна-перекресток. М., 1991.Лит.: Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981; Колязин В. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия. М„ 1998.В. Терёхина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.