Уильямс, Уильям Карлос


Уильямс, Уильям Карлос
(Williams, William Carlos)
(17.09.1883, Резерфорд, Нью-Джерси - 04.03.1963, там же)
   американский поэт и прозаик. Сын англичанина и пуэрториканки. По образованию врач. Учился в Пенсильванском и Лейпцигском университетах, подружился с поэтом Э.Паундом и с художником Ч.Демутом, которому посвятил отмеченный экспрессионистскими и футуристическими тенденциями сборник “Весна и все остальное” (“Spring and All”, 1923). Интерес к имажинистским экспериментам и увлечение современной живописью рано привели У. к отходу от позднеро-мантической эстетики и созданию собственного стиля. В урбанистической поэзии У. 1910-1920-х годов формируется его творческая программа (“писать о предмете, а не высказывать свои идеи о нем”), позднее взятая на вооружение поэтами-объективистами 1930-х годов.
   В 1916 году подборка стихотворений У. появилась в авангардистском журнале “Другие”, где публиковались близкие футуризму и экспрессионизму поэты. Стихи отличались жизнеутверждающим тоном, стремлением создать с помощью особого сцепления слов поэзию будней, мельчайших деталей. Складываются основные элементы уильям-совского верлибра - синкопы, сочетание в пределах одной строки нескольких размеров, подчеркнутая ясность и простота образа, совмещение внешне непритязательных зарисовок со сложнейшими метафорами и не всегда очевидными ассоциациями. Основной проблемой для У. оставалось противоречие между футуристическим тяготением к формализации и экспрессионистской установкой на полную творческую свободу самовыражения.
   Уже в ранней поэзии У. обнаруживает тяготение к созданию сложных цепочек мотивов, что позднее вылилось в создание панорамных книг, лирических циклов и стихотворного эпоса. В сборнике, названном по-испански “Al Quién Quiere” (“Тому, кто любит”, 1917), он стремится подчеркнуть значимость не только мысли или образа, но и самоценность вещно осязаемых слов, перенося принципы авангардной живописи на область словесного творчества. Поэзию он воспринимает прежде всего как чистую экспрессию, выражение моментальных настроений, сменяющих друг друга в сознании поэта. Под влиянием “принципа аккумуляции образов и образных цепочек” в живописи В.Кандинского* и П.Сезанна У. приходит к особой форме словесной выразительности - посредством взаимоналожения нескольких образов и создания “визуального аккорда” он выявляет новый и неожиданный смысл.
   В сборнике “Кора в аду: импровизации” (“Kora in Hell: Improvisations”, 1920) У. противопоставляет слишком традиционную, с его точки зрения, поэзию более новаторской современной живописи. Книга создана по принципу монтажа, стихи перемежаются с прозаическими отрывками дневникового типа, сухими фактографическими заметками, рассуждениями о природе искусства и творческого воображения, из которых и складываются “импровизации” поэта. Эта книга, как и другие сборники У. 1920-х годов, сочетающие поэзию и прозу - “Кислый виноград” (“Sour Grapes”, 1921), “Весна и все остальное” (1923), пародийная прозаическая книга “Великий американский роман” (“The Great American Novel”, 1923) - принадлежат к наиболее экспериментальным его произведениям, где явственны отголоски европейского живописного экспрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, футуризма и сюрреализма, в области словесного творчества - имажинизма и вортицизма.
   Ранняя поэзия У. полностью вписывается в эспрессионистскую эстетику, которую он назвал “искусным выражением реакций бурления и кипения в современном европейском сознании”. Однако “объективистский” пафос У. делал его слишком отстраненным наблюдателем для экспрессиониста. Он неизменно отвергал усложненную символику, эмоции, идеи, если они не были воплощены в конкретном “информативном” образе. Гротескные, отмеченные причудливыми ассоциациями образы ранней поэзии У. в сочетании с синкопированной ритмикой объективно близки экспрессионистским опытам. В “Апологии” он пишет о “застывших масках лиц”; а в “Чистом продукте Америки” появляются характерно экспрессионистские образы “земли под ногами”, что “была экскрементом некоего неба”. Дегуманизированная городская среда - “разнородность и тупость современной жизни, ее провалы в бессмысленность”, преодолеваемые лишь “интенсивностью видения фактов” - заботила У. не меньше, чем других поэтов начала XX в. Но урбанизм многих его стихов, завороженность яркими, динамичными образами не были отмечены отчаянием и пессимизмом. Объективно близка экспрессионизму мысль У. о том, что поэзия должна “разрушать барьер, постоянно существующий в сознании читателя и лишающий его непосредственного контакта с миром”.
   Достижения У. в сфере стихосложения и поэтического языка оказали влияние на творчество американских поэтов XX века-К.Сэндберга, Э.Л.Мастерса, Р.Лоуэлла, А.Гинзберга, А.Маклиша и др.
   Соч.: 1 wanted to Write a Poem. The Autobiography of the Works of a Poet. В., 1958; [Стихи]// Современная американская поэзия. Антология. М., 1975.
   Лит.: Interviews with William Carlos Williams. Speaking Straight Ahead/ Ed. by L.Wagner. New Directions, 1976; Marling W. William Carlos Williams and the Painters 1909-1923. Ohio, 1982; MacGowan Ch.J. William Carlos Williams's Early Poetry. The Visual Arts Background. Ann Arbor, 1983; Baldwin N. To all Gentleness. William Carlos Williams. The Doctor Poet. N.Y., 1984; Зверев A. Модернизм в литературе США. M., 1979.
   M. Тлостанова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Уильямс, Уильям Карлос" в других словарях:

  • Уильямс, Уильям Карлос — Уильям Карлос Уильямс William Carlos Williams Дата рождения: 17 се …   Википедия

  • УИЛЬЯМС Уильям Карлос — (1883 1963) американский поэт. Мастер свободного стиха. Отталкиваясь от поэтики имажизма и экспрессионизма, обратился к традициям У. Уитмена; создал контрастную лироэпическую панораму современной Америки; находил источник глубоких чувств и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Уильямс, Уильям Карлос — УИЛЬЯМС Уильям Карлос (1883 1963), американский поэт. Мастер свободного стиха в традиции У. Уитмена. Прозревает глубокие чувства и драматизм в конкретике бытия и заурядных людях; сочетает урбанистический колорит и исповедальность, обыденную речь… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Уильямс Уильям Карлос — (Williams) (1883 1963), американский поэт. Мастер свободного стиха в традиции У. Уитмена. Находит источник глубоких чувств и драматизма в конкретике бытия и заурядных людях; сочетает урбанистический колорит и исповедальность, обыденную речь и… …   Энциклопедический словарь

  • УИЛЬЯМС Уильям Карлос — УИЛЬЯМС (Williams) Уильям Карлос (1883—1963), американский писатель, врач. Сб. стихов «Стихи» (1909), стих. в антологии Э. Паунда «Имажисты» (1914). Поэма «Кора в аду» (1920), сб. стихов «Весна и все остальное» (1923), «Адам, Ева и город»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • УИЛЬЯМС Уильям Карлос — (Williams, William Carlos) (1883 1963), американский поэт. Родился 17 сентября 1883 в Резерфорде (шт. Нью Джерси). В 1902 поступил на медицинский факультет Пенсильванского университета, изучал педиатрию в Лейпцигском университете. Студентом… …   Энциклопедия Кольера

  • Уильямс (Williams) Уильям Карлос — (1883—1963), американский поэт. Мастер свободного стиха в традиции У. Уитмена. Находя источник глубоких чувств и драматизма в конкретике бытия и в заурядных людях, сочетает урбанистический колорит и исповедальность, обыденную речь и точную… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Уильямс (Williams), Уильям Карлос — (17.IX.1883, Резерфорд, Нью Джерси 4.III.1963, там же)  поэт.    Врач по образованию, до конца жизни практиковавший, хотя еще в молодости стал одним из самых известных поэтов Америки, а его дом в 50 е гг. превратился в своего рода Мекку для… …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • УИЛЬЯМС — Уильям Карлос (1883 1963), американский поэт. Мастер свободного стиха в традиции У. Уитмена. Прозревает глубокие чувства и драматизм в конкретике бытия и заурядных людях; сочетает урбанистический колорит и исповедальность, обыденную речь и точную …   Современная энциклопедия

  • Уильямс — (англ. Williams): Содержание 1 Населённые пункты 2 Персоналии …   Википедия

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.