- Уильямс, Уильям Карлос
- (Williams, William Carlos)(17.09.1883, Резерфорд, Нью-Джерси - 04.03.1963, там же)американский поэт и прозаик. Сын англичанина и пуэрториканки. По образованию врач. Учился в Пенсильванском и Лейпцигском университетах, подружился с поэтом Э.Паундом и с художником Ч.Демутом, которому посвятил отмеченный экспрессионистскими и футуристическими тенденциями сборник “Весна и все остальное” (“Spring and All”, 1923). Интерес к имажинистским экспериментам и увлечение современной живописью рано привели У. к отходу от позднеро-мантической эстетики и созданию собственного стиля. В урбанистической поэзии У. 1910-1920-х годов формируется его творческая программа (“писать о предмете, а не высказывать свои идеи о нем”), позднее взятая на вооружение поэтами-объективистами 1930-х годов.В 1916 году подборка стихотворений У. появилась в авангардистском журнале “Другие”, где публиковались близкие футуризму и экспрессионизму поэты. Стихи отличались жизнеутверждающим тоном, стремлением создать с помощью особого сцепления слов поэзию будней, мельчайших деталей. Складываются основные элементы уильям-совского верлибра - синкопы, сочетание в пределах одной строки нескольких размеров, подчеркнутая ясность и простота образа, совмещение внешне непритязательных зарисовок со сложнейшими метафорами и не всегда очевидными ассоциациями. Основной проблемой для У. оставалось противоречие между футуристическим тяготением к формализации и экспрессионистской установкой на полную творческую свободу самовыражения.Уже в ранней поэзии У. обнаруживает тяготение к созданию сложных цепочек мотивов, что позднее вылилось в создание панорамных книг, лирических циклов и стихотворного эпоса. В сборнике, названном по-испански “Al Quién Quiere” (“Тому, кто любит”, 1917), он стремится подчеркнуть значимость не только мысли или образа, но и самоценность вещно осязаемых слов, перенося принципы авангардной живописи на область словесного творчества. Поэзию он воспринимает прежде всего как чистую экспрессию, выражение моментальных настроений, сменяющих друг друга в сознании поэта. Под влиянием “принципа аккумуляции образов и образных цепочек” в живописи В.Кандинского* и П.Сезанна У. приходит к особой форме словесной выразительности - посредством взаимоналожения нескольких образов и создания “визуального аккорда” он выявляет новый и неожиданный смысл.В сборнике “Кора в аду: импровизации” (“Kora in Hell: Improvisations”, 1920) У. противопоставляет слишком традиционную, с его точки зрения, поэзию более новаторской современной живописи. Книга создана по принципу монтажа, стихи перемежаются с прозаическими отрывками дневникового типа, сухими фактографическими заметками, рассуждениями о природе искусства и творческого воображения, из которых и складываются “импровизации” поэта. Эта книга, как и другие сборники У. 1920-х годов, сочетающие поэзию и прозу - “Кислый виноград” (“Sour Grapes”, 1921), “Весна и все остальное” (1923), пародийная прозаическая книга “Великий американский роман” (“The Great American Novel”, 1923) - принадлежат к наиболее экспериментальным его произведениям, где явственны отголоски европейского живописного экспрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, футуризма и сюрреализма, в области словесного творчества - имажинизма и вортицизма.Ранняя поэзия У. полностью вписывается в эспрессионистскую эстетику, которую он назвал “искусным выражением реакций бурления и кипения в современном европейском сознании”. Однако “объективистский” пафос У. делал его слишком отстраненным наблюдателем для экспрессиониста. Он неизменно отвергал усложненную символику, эмоции, идеи, если они не были воплощены в конкретном “информативном” образе. Гротескные, отмеченные причудливыми ассоциациями образы ранней поэзии У. в сочетании с синкопированной ритмикой объективно близки экспрессионистским опытам. В “Апологии” он пишет о “застывших масках лиц”; а в “Чистом продукте Америки” появляются характерно экспрессионистские образы “земли под ногами”, что “была экскрементом некоего неба”. Дегуманизированная городская среда - “разнородность и тупость современной жизни, ее провалы в бессмысленность”, преодолеваемые лишь “интенсивностью видения фактов” - заботила У. не меньше, чем других поэтов начала XX в. Но урбанизм многих его стихов, завороженность яркими, динамичными образами не были отмечены отчаянием и пессимизмом. Объективно близка экспрессионизму мысль У. о том, что поэзия должна “разрушать барьер, постоянно существующий в сознании читателя и лишающий его непосредственного контакта с миром”.Достижения У. в сфере стихосложения и поэтического языка оказали влияние на творчество американских поэтов XX века-К.Сэндберга, Э.Л.Мастерса, Р.Лоуэлла, А.Гинзберга, А.Маклиша и др.Соч.: 1 wanted to Write a Poem. The Autobiography of the Works of a Poet. В., 1958; [Стихи]// Современная американская поэзия. Антология. М., 1975.Лит.: Interviews with William Carlos Williams. Speaking Straight Ahead/ Ed. by L.Wagner. New Directions, 1976; Marling W. William Carlos Williams and the Painters 1909-1923. Ohio, 1982; MacGowan Ch.J. William Carlos Williams's Early Poetry. The Visual Arts Background. Ann Arbor, 1983; Baldwin N. To all Gentleness. William Carlos Williams. The Doctor Poet. N.Y., 1984; Зверев A. Модернизм в литературе США. M., 1979.M. Тлостанова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.