- Унру, Фриц фон
- (Unruh, Fritz von)(10.5.1885, Кобленц - 23.11.1970, Диц-на-Лане)немецкий драматург, романист, публицист. Сын генерала, учился в кадетском корпусе, в 1905 поступил на военную службу, которую оставил в 1911. Тем не менее, пошел добровольцем на I мировую войну, участвовал в крупных сражениях. После войны учился в Берлине, позднее жил во Франкфурте-на-Майне. Потомок старинного аристократического рода, поставлявшего армии высших офицеров и генералов, юный У. рано ощутил несоответствие своих творческих устремлений с военной муштрой и милитаристским духом. Опыт войны окончательно отвратил его от военной карьеры, сделав пацифистом, что отразилось в его драматургии и прозе, многочисленных публичных речах и автобиографических сочинениях.По совету М.Рейнгардта, отвергнувшего (оставшийся неизвестным) первоначальный вариант пьесы “Луи Фердинанд, принц Прусский” (“Louis Ferdinand. Prinz von Preussen”), У. обратился к материалу собственной жизни, на основе которого создал пьесу “Офицеры” (“Offiziere”, 1911), поставленную Рейнгардтом в 1912. После премьеры критика провозгласила автора надеждой немецкого театра. Стилистика драмы еще обнажает связь с натурализмом. Блестяще переданный офицерский жаргон, сцены в казино, в которых патриотические фразы прикрывают внутреннюю пустоту молодых офицеров, свидетельствуют о критической, хотя еще и не резко выраженной, дистанции автора по отношению к прусской военщине. Конфликт драмы отдаленно напоминает “Принца Гомбургского” Клейста; патриотический пафос пьесы, где важную роль играет мотив смерти, в предвоенные годы имел большой резонанс, а самого автора прославляли как продолжателя клейстовской традиции. Переработанный вариант драмы “Луи Фердинанд” (опубликован в 1913) был удостоен премии Клейста (1914); премьера состоялась лишь в 1922 в Дармштадте, став одной из самых популярных постановок послевоенного времени. Принц Луи Фердинанд, герой драмы, стремится к восстановлению могущества и величия Пруссии, утраченных в войнах с Наполеоном. Он считает необходимым развязать войну и заставить короля действовать, а сам ищет смерти на поле боя. Мотив героической гибели за отечество снова вызывает ассоциации с Клейстом. Но в драме У. смерть трактуется совершенно иначе: как бегство и ложь. Собственный военный опыт обогатил У. убеждением: то, что называлось “трусостью”, на войне может стать началом мужественного стремления к жизни, а мужество “героической смерти” - проявлением трусости. Подобно “Офицерам”, драма затронула нерв времени, хотя представляла собой скорее отход от экспрессионистской идеи “порыва”* и обновления; успех у публики был во многом связан с показом лжевеличия Пруссии. Военный опыт также лежит в основе драматической поэмы “Перед решением” (“Vor der Entscheidung”, во время войны запрещена цензурой, издана 1919). За фигурой улана, постепенно осознающего бессмысленность войны и приходящего к нравственному очищению, просматривается сам автор. Здесь, в отличие от “Офицеров” и “Луи Фердинанда”, экстатически звучит тема “нового человека”*.Стилистически более всего близок к экспрессионизму рассказ “Самопожертвование” (“Opfergang”, 1919), один из лучших в наследии У. В нем присутствуют многие элементы экспрессионистского стиля: короткие, “бегущие” паратактические фразы, обилие неологизмов, неожиданные метафоры и др. История немецкой роты, жизнями оплачивающей несколько метров земли под Верденом, убедительно показывает абсурдную бесчеловечность войны.Драма “Род” (“Das Geschlecht”, 1917), первая часть трилогии, в которую входят также пьесы “Плац” (“Platz”, 1920) и “Дитрих” (“Dietrich”, 1936, не опубликована), была поставлена в 1918 и триумфально обошла немецкие сцены. Эта мистически-пророческая драма была расценена как главное произведение У. и один из важнейших художественных документов немецкого экспрессионизма. В ней возникают элементы “абстрактной” драматургии, заметен отказ от психологических мотивировок характеров и логического развития действия. Проклиная войну и возвещая наступление новой “человечной” эры, автор подвергает резкому осуждению “старый мир”, первопричину всех зол. Христианское ожидание спасения сочетается с осознанием изначальной абсурдности жизни и бесперспективности анархистской свободы. Это художественная попытка не только передать опыт внутреннего обновления и преображения человека в экспрессионистской символике, но и обозначить цель этого преображения - формирование “нового человека” и усовершенствование мира. В пьесе “Плац” (“Platz”) пафос “возвещения”, столь ощутимый в первой части трилогии, уже представлен критически. Во многом это произведение пародийно-сатирически перекликается с комедией Штернгейма* “Штаны”, порой откровенно полемизируя с ней. Но прежде всего это сатира на войну. Герой, восставший из братской могилы, оказывается лицом к лицу с хаосом послевоенной реальности и духовным и нравственным дискомфортом. Экстатический порыв героя оказывается бессмысленным - так автор выражает разочарование и утрату революционных иллюзий на обновление мира и человека. У. одним из первых среди экспрессионистов вступает на путь самопародии. В драме “Грозы” (“Stürme”, 1922) снова возникают персонажи из пьесы “Плац” в пародийном варианте. В качестве эпилога к экспрессионистскому движению можно рассматривать комедию “Фея” (“Phaea”, 1930), с большим успехом поставленную в том же году Рейнгардтом. В ней возникает некая псевдо-действительность, мир кривых зеркал: представители старого общества - аристократы, офицеры, а заодно и бывшие экспрессионисты - всего лишь носители ролей, их слова и жесты пародийны (автор пародирует и вошедшую в моду “новую деловитость”*). Как и комедия “Зеро” (“Zéro”, 1932), эта гротескная пьеса обладала явным провидческим смыслом: автор трезво представлял себе близкое будущее Германии, как, впрочем, и многие другие деятели культуры в последние годы Веймарской республики. Многочисленными публичными выступлениями, так же как и своей деятельностью депутата рейхстага, У. пытался противостоять приходу нацизма к власти. В 1932 он уехал в Италию, потом во Францию, где в 1940 был интернирован, затем бежал в США. В 1952 он приехал в ФРГ; в 1955 вернулся в США; в последующие годы неоднократно менял место жительства, пока в 1962 окончательно не поселился на родине.После II мировой войны его имя в Германии было почти забыто. И только историки литературы вспоминали, что Г.Гауптман в 1917 назвал пьесу “Род” “самым благородным, подлинным и глубоким произведением, порожденным войной и новой немецкой литературой”, а Рильке позднее отзывался о двух первых частях трилогии как о “редкостных явлениях, великолепных в подлинном смысле слова”.Соч.: Der Sohn des Generals. Roman. 1957; Rebell und Verkünder/ Hg. F.Rasche. Auswahl. 1960; Im Haus des Prinzen. Roman, 1969.Лит.: Diebold В. Anarchie im Drama. 1921; Meister R. Fritz von Unruh. 1925; Ibel R. Stefan George und Fritz von Unruh, 1926; Kronacher A.F. von Unruh, 1946; Arnold A. Die Literatur des Expressionismus. 1966; DurzakM. Fritz von Unruh// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; HinckW. Das moderme Drama in Deutschland. 1973.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.