Унру, Фриц фон


Унру, Фриц фон
(Unruh, Fritz von)
(10.5.1885, Кобленц - 23.11.1970, Диц-на-Лане)
   немецкий драматург, романист, публицист. Сын генерала, учился в кадетском корпусе, в 1905 поступил на военную службу, которую оставил в 1911. Тем не менее, пошел добровольцем на I мировую войну, участвовал в крупных сражениях. После войны учился в Берлине, позднее жил во Франкфурте-на-Майне. Потомок старинного аристократического рода, поставлявшего армии высших офицеров и генералов, юный У. рано ощутил несоответствие своих творческих устремлений с военной муштрой и милитаристским духом. Опыт войны окончательно отвратил его от военной карьеры, сделав пацифистом, что отразилось в его драматургии и прозе, многочисленных публичных речах и автобиографических сочинениях.
   По совету М.Рейнгардта, отвергнувшего (оставшийся неизвестным) первоначальный вариант пьесы “Луи Фердинанд, принц Прусский” (“Louis Ferdinand. Prinz von Preussen”), У. обратился к материалу собственной жизни, на основе которого создал пьесу “Офицеры” (“Offiziere”, 1911), поставленную Рейнгардтом в 1912. После премьеры критика провозгласила автора надеждой немецкого театра. Стилистика драмы еще обнажает связь с натурализмом. Блестяще переданный офицерский жаргон, сцены в казино, в которых патриотические фразы прикрывают внутреннюю пустоту молодых офицеров, свидетельствуют о критической, хотя еще и не резко выраженной, дистанции автора по отношению к прусской военщине. Конфликт драмы отдаленно напоминает “Принца Гомбургского” Клейста; патриотический пафос пьесы, где важную роль играет мотив смерти, в предвоенные годы имел большой резонанс, а самого автора прославляли как продолжателя клейстовской традиции. Переработанный вариант драмы “Луи Фердинанд” (опубликован в 1913) был удостоен премии Клейста (1914); премьера состоялась лишь в 1922 в Дармштадте, став одной из самых популярных постановок послевоенного времени. Принц Луи Фердинанд, герой драмы, стремится к восстановлению могущества и величия Пруссии, утраченных в войнах с Наполеоном. Он считает необходимым развязать войну и заставить короля действовать, а сам ищет смерти на поле боя. Мотив героической гибели за отечество снова вызывает ассоциации с Клейстом. Но в драме У. смерть трактуется совершенно иначе: как бегство и ложь. Собственный военный опыт обогатил У. убеждением: то, что называлось “трусостью”, на войне может стать началом мужественного стремления к жизни, а мужество “героической смерти” - проявлением трусости. Подобно “Офицерам”, драма затронула нерв времени, хотя представляла собой скорее отход от экспрессионистской идеи “порыва”* и обновления; успех у публики был во многом связан с показом лжевеличия Пруссии. Военный опыт также лежит в основе драматической поэмы “Перед решением” (“Vor der Entscheidung”, во время войны запрещена цензурой, издана 1919). За фигурой улана, постепенно осознающего бессмысленность войны и приходящего к нравственному очищению, просматривается сам автор. Здесь, в отличие от “Офицеров” и “Луи Фердинанда”, экстатически звучит тема “нового человека”*.
   Стилистически более всего близок к экспрессионизму рассказ “Самопожертвование” (“Opfergang”, 1919), один из лучших в наследии У. В нем присутствуют многие элементы экспрессионистского стиля: короткие, “бегущие” паратактические фразы, обилие неологизмов, неожиданные метафоры и др. История немецкой роты, жизнями оплачивающей несколько метров земли под Верденом, убедительно показывает абсурдную бесчеловечность войны.
   Драма “Род” (“Das Geschlecht”, 1917), первая часть трилогии, в которую входят также пьесы “Плац” (“Platz”, 1920) и “Дитрих” (“Dietrich”, 1936, не опубликована), была поставлена в 1918 и триумфально обошла немецкие сцены. Эта мистически-пророческая драма была расценена как главное произведение У. и один из важнейших художественных документов немецкого экспрессионизма. В ней возникают элементы “абстрактной” драматургии, заметен отказ от психологических мотивировок характеров и логического развития действия. Проклиная войну и возвещая наступление новой “человечной” эры, автор подвергает резкому осуждению “старый мир”, первопричину всех зол. Христианское ожидание спасения сочетается с осознанием изначальной абсурдности жизни и бесперспективности анархистской свободы. Это художественная попытка не только передать опыт внутреннего обновления и преображения человека в экспрессионистской символике, но и обозначить цель этого преображения - формирование “нового человека” и усовершенствование мира. В пьесе “Плац” (“Platz”) пафос “возвещения”, столь ощутимый в первой части трилогии, уже представлен критически. Во многом это произведение пародийно-сатирически перекликается с комедией Штернгейма* “Штаны”, порой откровенно полемизируя с ней. Но прежде всего это сатира на войну. Герой, восставший из братской могилы, оказывается лицом к лицу с хаосом послевоенной реальности и духовным и нравственным дискомфортом. Экстатический порыв героя оказывается бессмысленным - так автор выражает разочарование и утрату революционных иллюзий на обновление мира и человека. У. одним из первых среди экспрессионистов вступает на путь самопародии. В драме “Грозы” (“Stürme”, 1922) снова возникают персонажи из пьесы “Плац” в пародийном варианте. В качестве эпилога к экспрессионистскому движению можно рассматривать комедию “Фея” (“Phaea”, 1930), с большим успехом поставленную в том же году Рейнгардтом. В ней возникает некая псевдо-действительность, мир кривых зеркал: представители старого общества - аристократы, офицеры, а заодно и бывшие экспрессионисты - всего лишь носители ролей, их слова и жесты пародийны (автор пародирует и вошедшую в моду “новую деловитость”*). Как и комедия “Зеро” (“Zéro”, 1932), эта гротескная пьеса обладала явным провидческим смыслом: автор трезво представлял себе близкое будущее Германии, как, впрочем, и многие другие деятели культуры в последние годы Веймарской республики. Многочисленными публичными выступлениями, так же как и своей деятельностью депутата рейхстага, У. пытался противостоять приходу нацизма к власти. В 1932 он уехал в Италию, потом во Францию, где в 1940 был интернирован, затем бежал в США. В 1952 он приехал в ФРГ; в 1955 вернулся в США; в последующие годы неоднократно менял место жительства, пока в 1962 окончательно не поселился на родине.
   После II мировой войны его имя в Германии было почти забыто. И только историки литературы вспоминали, что Г.Гауптман в 1917 назвал пьесу “Род” “самым благородным, подлинным и глубоким произведением, порожденным войной и новой немецкой литературой”, а Рильке позднее отзывался о двух первых частях трилогии как о “редкостных явлениях, великолепных в подлинном смысле слова”.
   Соч.: Der Sohn des Generals. Roman. 1957; Rebell und Verkünder/ Hg. F.Rasche. Auswahl. 1960; Im Haus des Prinzen. Roman, 1969.
   Лит.: Diebold В. Anarchie im Drama. 1921; Meister R. Fritz von Unruh. 1925; Ibel R. Stefan George und Fritz von Unruh, 1926; Kronacher A.F. von Unruh, 1946; Arnold A. Die Literatur des Expressionismus. 1966; DurzakM. Fritz von Unruh// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; HinckW. Das moderme Drama in Deutschland. 1973.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Унру, Фриц фон" в других словарях:

  • УНРУ Фриц фон — УНРУ (Unruh) Фриц фон (1885 1970), немецкий писатель. Представитель экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Драмы «Офицеры» (1911), «Род» (1916), «Бонапарт» (1926). Новеллы (сборник «Любовная пара», опубликован в 1979) …   Энциклопедический словарь

  • Унру, Фриц фон — Фриц фон Унру нем. Fritz von Unruh Дата рожде …   Википедия

  • Унру — Фриц, фон (Fritz von Unruh, 1885 ), немецкий драматург. Р. в военной семье. Соблюдая традиции рода, большую часть своей жизни провел в армии. В результате изучения истории написал первую свою драму «Луи Фердинанд, принц прусский». Другая пьеса У …   Литературная энциклопедия

  • УНРУ (Unruh) Фриц — фон (1885 1970) немецкий писатель. Представитель экспрессионизма. Драмы Офицеры (1911), Род (1916), Бонапарт (1926). Новеллы (сборник Любовная пара , опубликован в 1979) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Unruh, Fritz von —    см. Унру, Фриц фон …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Список авторов книг, сжигавшихся в нацистской Германии — Основная статья: Сожжение книг в нацистской Германии Вскоре после прихода нацистов к власти Национал социалистический союз студентов Германии обратился к 29 летнему берлинскому библиотекарю, члену НСДАП Вольфгангу Херману, с просьбой составить… …   Википедия

  • Штернхейм, Карл — …   Википедия

  • Карл Штернхейм — Портрет Карла Штернхейма. Рудольф Целле, 1924 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim; 1 апреля 1878, Лейпциг  3 ноября 1942, Брюссель)  немецкий драматург и писатель новеллист, чьё творчество относят к экспрессионизму. Как и Франк Ведекинд, в своих… …   Википедия

  • Штернхейм — Штернхейм, Карл Портрет Карла Штернхейма. Рудольф Целле, 1924 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim; 1 апреля 1878, Лейпциг  …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.