Бирнбаум, Уриэль


Бирнбаум, Уриэль
(Birnbaum, Uriel)
(13.11.1894, Вена - 09.12.1956, Амерсфорт, Нидерланды)
   австрийский поэт, художник, эссеист. Младший сын еврейского философа, политика и писателя Натана Бирнбаума. Детские годы прошли в Вене, Черновицах и Брюнне. Посещал школу в Вене и Черновицах (до пятого класса). Писать (фантастические новеллы в духе Э.А.По) и рисовать (в стиле Т.Т.Хайнс и О.Гульбрансона) начал в одиннадцать лет. В 1911 вместе с семьей переселился в Берлин, где в течение месяца посещал сецессионистскую школу рисования профессора Кардорфа. Будучи одаренным литографом, рисовал пером в пуантилистической манере, довел до совершенства технику многослойного рисунка цветной тушью.
   В начале I мировой войны Б. возвращается в Вену, в 1915 уходит добровольцем на фронт. В том же году в журнале “Акцион”* были опубликованы его первые стихи, написанные под впечатлением пережитого на войне. В 1917 в результате тяжелого ранения потерял ногу и возвратился в Вену. В военные и послевоенные годы Б. сотрудничал в журналах “Дас юнге дойчланд” (“Das junge Deutschland”, “Молодая Германия”), “Фриде”* (“Der Friede”, “Мир”), “Ди нойе шаубюне” (“Die neue Schaubühne”, “Новая трибуна обозрения”), “Флугблатт”* (“Das Flugblatt”, “Воззвание”), “Менорах” (“Меnorah”). Венский союз писателей “Шолле” (“Малая Родина”) организует несколько авторских вечеров Б. В 1916-1924 в Вене, Стокгольме, Черновицах с большим успехом проходят выставки его графических работ.
   Мировосприятие Б. было обусловлено его глубокой религиозностью, основанной на безоговорочном подчинении божественной воле: “Искусство приобретает ценность и значимость, если оно служит Богу” (эссе “Верующее искусство”, “Gläubige Kunst”, 1919). Большинство его произведений - иллюстрации библейских сюжетов, интерпретируемых в виде притч применительно к современной ему действительности. В 1921 выходит в свет его первая книга, иллюстрированная собственными рисунками, - сборник сонетов “На божьей войне” (“In Gottes Krieg”), отмеченный в 1923 венской премией Бауэрнфельда (учреждена в честь австрийского комедиографа Э. фон Бауэрнфельда). Война для Б. - путь к Богу (одноименный цикл “Путь к богу”, “Ein Weg zu Gott”, 1917), при всей ненависти к ней человек вынужден мириться с божественной волей. Все творчество Б. в этом смысле - проповедь-пророчество божественного откровения. Истинную реальность мироустройства невозможно постичь разумом, считал поэт, поэтому в каждом его произведении присутствуют фантастические мотивы. Большинство из них - его внутренние видения, в которых он усматривает “проявление божественного присутствия”. Графический цикл “Конец света” (“Weltuntergang”, 1921) - предупреждение человечеству, переставшему следовать божественным заповедям; гротескные фигуры звероподобных существ из цикла “Зеркало души” (“Der Seelenspiegel”, 1924) олицетворяющие (дань античной традиции) свойства человеческой психики - напоминание людям о их греховности. В литературной сказке “Император и архитектор” (“Der Kaiser und der Architekt”, 1924), обыгрывается излюбленный экспрессионистами мотив города мечты, города-башни как символа торжествующей идеи: архитектор, задумавший построить на земле райский город, терпит фиаско в полном соответствии с мифом о наказании богом человека, задумавшего в своем высокомерии потягаться с ним. Предопределенность выбора между стремлением вырваться за пределы невыносимого мироустройства и самоограничением в рамках божественной воли постоянно дает о себе знать в творчестве Б. Отсюда - сплав экспрессивной стилистики (не знающей полутонов, основанной на контрастной игре света и тени, противопоставлении добра и зла, белого и черного) и структурно-формальных ограничителей, сдерживающих рвущийся за их пределы крик души: “О мука, отважиться увидеть мир таким, каков он есть! / Не смею я / Желать иного мира, чем он есть. / Но в том, какой он, страдать нет сил!”
   Б. критиковал искусство экспрессионизма за абсолютизацию эстетических ценностей в ущерб этическим. Тем не менее, его творчество, развивавшееся параллельно этому направлению, во многом с ним соприкасаясь, было воспринято современниками как экспрессионистское. С середины 1920-х, когда движение экспрессионизма постепенно сходит на нет, Б. становится по существу персоной поп grata в общественно-литературной жизни Австрии. В религиозном искусстве художника усматривается старомодное чудачество, а его приверженность к австро-венгерской монархии и негативное отношение к “измам”, будь то социализм или расизм, закрепляет за ним ярлык реакционера.
   В начале 1939, после присоединения Австрии к нацистской Германии, Б. с трудом удалось выехать в Нидерланды, где он получил известность благодаря состоявшейся в Амстердаме в 1934 выставке еврейской иллюстрированной книги и двум персональным выставкам графических работ, устроенных в Гааге в 1939 и в 1940. После II мировой войны в связи с резким ухудшением зрения Б. вынужден оставить занятия живописью. Большинство его поэтических произведений, созданных в Нидерландах, посвящены природе, выдающимся историческим личностям, памятникам зодчества этой страны. Многие из этих стихов вошли в посмертный сборник “Избранное. Стихи” (“Eine Auswahl. Gedichte”, 1957), изданный в Амстердаме его дочерью. Значительная часть обширного литературного наследия писателя (более 6000 произведений, среди них 5000 стихотворений) до сих пор не опубликована, в том числе роман “Габсбургская утопия” (“Habsburgische Utopie”).
   Соч.: Das Buch Jona. Auf Stein gezeichnet. Wien, 1921; Moses. Ein biblischer Zyklus in fünfzig Bildern. Berlin, 1924; Die Errettung der Welt. Eine utopische Novelle. Zürich, 1969; Die verschlossene Kassette. Die Legende vom gutherzigen Engel. Zürich, 1976; Von der Seltsamkeit der Dinge. Essays. München, 1981; Ein Wanderer im Weltraum. Ausgewählte Gedichte. Siegen, 1990.
   Лит.: Henkl R. Uriel Birnbaum. Ein Versuch. Wien, 1919; Polzer Hoditz A. Uriel Birnbaum: Dichter, Maler, Deuter. Wien, 1936; Uriel Birnbaum. 1894-1956. Dichterund Maler. 1. Band. Hagen 1990; Wallas A.A. “Die Zeit soll ihren Seher finden”. Zum hundertsten Geburtstag von Uriel Birnbaum // Literatur und Kritik. 1994. № 11.
   Т.Кудрявцева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Бирнбаум, Уриэль" в других словарях:

  • Birnbaum, Uriel —    см. Бирнбаум, Уриэль …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ИУДАИЗМ — религия еврейского народа. Слово иудаизм происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова Иуда (Йехуда),… …   Энциклопедия Кольера

  • Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… …   Википедия

  • Библиография Л. С. Выготского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934)  советский психолог, основатель культ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.