Файдт (Вейдт), Конрад

Файдт (Вейдт), Конрад
(Veidt [Weidt], Conrad Hans Walter)
(22.01.1893, Берлин, по другим сведениям Потсдам - 03.04.1943, Голливуд, США)
   немецкий актер. В 1913, оставив занятия медициной, он поступил в театральную школу М.Райнхарда при берлинском “Дойчес театр”, играл в спектаклях прославленной труппы. Мобилизованный в конце 1914, он был послан на Восточный фронт. После перенесенной болезни продолжал военную службу в Тильзите, в тыловых условиях, совмещая ее с игрой в местном городском театре, затем получил назначение во фронтовой театр в Либау (ныне Лиепая, Латвия), где играл уже большие роли, а в начале сезона 1916-1917 вернулся в “Дойчес театр”. Первый успех принесли ему роли в пьесах “Коралл” Г.Кайзера* и “Морское сражение” Р.Геринга*, где его партнерами были Э.Яннингс, В.Краус и П.Вегенер*. Ф. обращал на себя внимание даже в эпизодических ролях и вскоре стал одним из ведущих актеров Райнхарда, пожиная успех и славу в “Короле Лире” и “Отелло” Шекспира, в “Генрихе IV” Пиранделло, в шиллеровской трилогии “Валенштейн”, в “Царе Эдипе” Софокла. В 1919-1921 он выступал также на сценах других немецких и австрийских театров.
   В кино Ф. дебютирует в 1916-1917 в фильмах режиссера Р.Райнерта “Путь смерти” (“Der Weg des Todes”) и “Когда мертвые говорят” (“Wenn Tote sprechen”), в картинах “Страх” (“Furcht”, режиссер Р.Вине*) и “Загадка Бангалора” (“Das Rätsel von Bangalor”, режиссер А. фон Анталфи), а в последующие два года сыграл более двух десятков киноролей - преимущественно в картинах Р.Освальда (тоже питомца Райнхарда), который ставил в ту пору один за другим коммерческие фильмы, затрагивавшие проблемы пола и сексуальных извращений (“Дневник падшей”, “Das Tagebuch einer Verlorenen”, 1918; “Согрешившие матери”, “Sündige Mütter”, 1918; “История Иетхен Геберт”, “Jettchen Geberts Geschiehte”, 1918; “История Диды Ибсен”, “Dida Ibsens Geschichte”, 1918 - адаптация сенсационного бульварного романа; “Проституция”, “Prostitution”, 2 серии, 1919; “Ночные образы”, “Nachtgestalten”, 1919; и др.). Удовлетворявшие чувственное любопытство публики, они имели большой, порой скандальный успех - как, например, фильм “Иначе, чем другие” (“Anders als die Andern”, 1919), направленный против преследования за гомосексуализм.
   Эти роли, сыгранные Ф. в начале его кинематографической карьеры, навеянные, в той или иной степени, мистицизмом, болезненным воображением, изломами психики, явились своеобразной лабораторией, в которой прорастал его будущий экранный образ, созданный за счет уникальных психофизических данных актера. О нем много писали в 1920-е: “В этой фигуре больше всего поражают лицо и руки. Огромный, высокий лоб мудреца страдальчески сжимается впалыми висками мученика. Виски набухают темными венами. И вы неуловимо ощущаете, как тяжело и страшно работает вспыхивающая в холодных безжалостных глазах такая же, не знающая жалости мысль”; “У Конрада Вейдта играют больше всего губы. Эти губы работают с тончайшим техническим мастерством. Они дают все переливы настроения, почти змеиная улыбка живет на этом лице своей самостоятельной жизнью, создавая порой незабываемую трагическую маску” (Ал.Абрамов).
   Мировую славу Ф. принес фильм Р.Вине “Кабинет доктора Калигари” (“Das Cabinet des Dr. Caligari”, 1919), в котором он предстал в образе сомнамбулы Чезаре, погруженного в глубокий гипнотический сон. Чезаре представлялся существом, в котором нет ничего человеческого, телом, лишенным чувств и мысли. По приказу манипулирующего им доктора Калигари сомнамбула открывает огромные впалые глаза, окруженные густой тенью, и, отвечая на вопросы посетителей, предсказывает им судьбу. Хотя этот персонаж - не главный в сюжете, а лишь инструмент в руках безумного гипнотизера, стремящегося безраздельно властвовать над миром, именно он зримо выражает основную тему фильма. По авторскому замыслу, сомнамбула совершал убийства, подобно тому как люди на фронтах I мировой войны, подчиняясь чужой преступной воле, бессмысленно убивали друг друга. Мистически-жутковатый абрис сомнамбулы как нельзя лучше отвечал экспрессионистски изломанным декорациям, в которых разыгрывалась мрачная история. Эта роль закрепила за Ф. репутацию “демонического актера”, “смотрящего в потустороннее”, выдвинула его в первый ряд мировых звезд немого кино, как наиболее яркого выразителя экспрессионистской мифологии, создателя ее “титульного” кинообраза.
   Ф. пробовал заниматься режиссурой, поставил фильмы “Безумие” (“Wahnsinn”, 1919) и “Ночь в Голденхалле” (“Die Nacht auf Golden Hall”, 1920), в которых выступил продюсером и главным исполнителем, а затем, основав фирму “Конрад Файдт-фильм”, продюсировал фильм “Паганини” (“Paganini”, 1923, режиссер Х.Гольдберг), где в той же экспрессионистской трактовке сыграл одержимого музыканта. Он исполнил множество других ролей, различных по жанру и материалу, включая персонажей в заурядных бытовых драмах и даже в комедиях, однако настоящий успех приносили ему работы экспрессионистского толка.
   Ф. создал галерею исторических персонажей - тиранов и деспотов разных эпох, раскрыв их внутреннюю противоречивость и ущербность, переплетение жестокости и слабости, подвластность страстям и неспособность владеть собой. Таковы экзотически своенравный, беспощадный раджа Эшнапура (“Индийская гробница”, “Das Indische Grabmal”, 1921, режиссер Дж.Май); маниакально-хищный, жестокий Цезарь Борджиа в “Лукреции Борджиа” (“Lucrezia Borgia”, 1922, режиссер Р.Освальд) и Иван Грозный в “Кабинете восковых фигур” (“Das Wachsfigurenkabinett”, 1924, режиссер П.Лени*). Подобным сочетанием властности и слабости отмечен и адмирал Нельсон, одержимый неврастенической страстью (“Леди Гамильтон”, “Lady Hamilton”, 1921, режиссер Р.Освальд).
   Подтверждением тончайшего артистизма Ф. стала главная роль в фильме “Руки Орлака” (“Orlacs Hände”, 1924, режиссер Р.Вине), сюжет которого позволил актеру в полной мере продемонстрировать свою рафинированную техничность, виртуозное владение мимикой и жестом. Страсти и страдания передаются только одними кистями тонких, непослушно-бессильных рук. Пианист, переживший железнодорожную катастрофу, уверовал, что ему ампутировали руки и пришили чужие, принадлежавшие прежде вору и убийце. Фильм строится на внутреннем конфликте - схватке между обреченно опущенными руками и страдающими глазами, преисполненными решимости подчинить непокорные руки.
   Когда экспрессионистское кино в середине 1920-х начало сдавать свои позиции, и многие его творцы, приняв приглашения голливудских кинокомпаний, пытались увязать свои творческие амбиции с потребностями американской киноиндустрии, Ф., ставший к этому времени одним из самых высокооплачиваемых актеров в Германии, снялся еше в нескольких немецких картинах. Среди них - “Пражский студент” (“Der Student von Prag”, 1926, режиссер Генрих Галеен, в котором Ф. предстает не отчаявшимся человеком, соблазненным возможностью возвыситься над Судьбой (таким этого персонажа играл в раннем киноварианте П.Вегенер*), а утонченным интеллектуалом, борющимся с внутренними бесами. Вскоре после премьеры этого фильма Ф. уехал в Америку. В фильмах, снятых там в 1926-1929 с его участием, экранный образ Ф. продлил на какое-то время свое существование. Характерный пример - роль Гуинплена в осуществленной П.Лени экранизации романа Виктора Гюго “Человек, который смеется” (“Man Who Laughs”, 1928): то же мучительно-неподвижное лицо-маска, искаженное в жуткой гримасе смеха (его рот был растянут особым приспособлением), те же глаза, выражающие страдание и обреченность в противовес застывшему оскалу рта, та же гимнастическая пластика. Однако для американского кино его актерский стиль оказался слишком театральным. Наступает эра звуковых фильмов, и Ф. возвращается в Германию, где снимается в фильмах принципиально иной стилистики. В яркой, веселой кинооперетте “Конгресс танцует” (“Der Kongress tanzt”, 1931, режиссер Э.Чарелл), имевшей международный успех, он сыграл Меттерниха. С приходом к власти нацистов Ф. окончательно покинул Германию. Снимался в Вене, Париже, Стокгольме, Лондоне, Голливуде, где закончил свою артистическую карьеру. В зрелищно-эффектной и сюжетно захватывающей киносказке “Багдадский вор” (“The Thief of Baghdad”, 1940, режиссеры Л.Бергер и М.Пауэлл) Ф. играет злого визиря, который портретно и по сути напоминает мстительного магараджу в “Индийской гробнице”. Завершают его актерскую биографию небольшие роли разномастных злодеев, шпионов, нацистов, гестаповцев в фильмах “Побег” (“Escape”, 1940, режиссер М.Ле Рой), “Касабланка” (“Casablanca”, 1943, режиссер М.Кертиц) и др. Вне Германии Ф. уже не удалось создать ничего равного классическим экспрессионистским кинообразам, которые остались значительным явлением в художественной культуре целого поколения.
   Другие фильмы: “Пер Гюнт” (“Peer Gynt”, 1918, реж. В.Барновски), “Сатана” (“Satanas”, 1919, реж. Ф.Мурнау), “Пасьянс” (“Patience”, 1919, реж. П.Лени), “Опиум” (“Opium”, 1919, реж. Р.Райнерт), “Двуликий Янус” (“Der Januskopf”, 1920, реж. Ф.В.Мурнау), “Хоровод” (“Der Reigen”, 1920, реж. Р.Освальд), “Вечер - ночь - утро” (“Abend -Nacht - Morgen”, 1920, реж. Ф.В.Мурнау), “Глаза мира” (“Die Augen der Welt”, 1920, реж. К.Вильгельм), “Граф Калиостро” (“Der Graf von Cagliostro”, 1920, реж. Р.Шюнцель), “Христиан Ваншаффе” (“Christian Wahnschafíe”, 1920-1921, реж. У.Гад), “Карлос и Элизабет” (“Carlos und Elisabeth”, 1923, реж. Р.Освальд), “Вильгельм Телль” (“Wilhelm Tell”, 1923, реж. Р.Вальтер-Файн, Р.Дворски), “Ню” (“Nju”, 1924, реж. П.Циннер), “Любовь ослепляет” (“Liebe macht blind”, 1925, реж. Л.Мендес), “Скрипач из Флоренции” (“Der Geiger von Florenz”, 1926, реж. П.Циннер), “Смеем ли мы молчать?” (“Dürfen wir schweigen?”, 1926, реж. Р.Освальд), “Братья Шелленберг” (“Die Brüder Schellenberg”, 1926, реж. К.Груне), “Последняя иллюзия” (“The Last Performance”, 1929, США, реж. П.Фейош), “Люди в клетке” (“Menschen im Käfig”, 1930, Англия, реж. Э.А.Дюпон), “Решающая ночь” (“Die Nacht der Entscheidung”, 1931, США - Франция, реж. Д.Буховецкий), “Распутин” (“Rasputin” / “Rasputin, Dämon der Frauen”, 1932, Германия, реж. А.Тротц), “Вильгельм Телль” (“Wilhelm Tell”, 1934, Германия - Чехия, реж. Х.Пауль), “Еврей Зюсс” (“Jew Suess”, 1934, Англия, реж. Л.Мендес), “Мрачное путешествие” (“Dark Joumey”, 1937, Англия, реж. В.Сэвилл), “Под красной мантией” (“Under the Red Robe”, 1937, Англия, реж. В.Шёстрём), “Буря над Азией” (“Le Tempête sur L'Asie”, 1938, Франция, реж. Р.Освальд), “Шпион в черном” (“The Spy in Black”, 1939, Англия, реж. М.Пауэлл), “Контрабанда” (“Contraband”, 1940, Англия, реж. М.Пауэлл), “Лицо женщины” (“А Woman's Face”, 1941, США, реж. Дж.Кьюкор), “Мужчины в ее жизни” (“The Men in Her Life”, 1941, США, реж. Г.Ратов).
   Лит.: I ekes P. Conrad Veidt. Ein Buch vom Wesen und Werden eines Künstlers. Berlin, 1927; Luft F. Ein Zeitidol des Expressionismus. Studie zu Conrad Veidts 70. Geburtstag// Die Welt. 22.1.1963; Freund R. Ein diesseitiger Dämon. Der Schauspieler Conrad Veidt// Prisma 4. Berlin, 1973; HolbaH., Robinson D. From Caligari to Hollywood: Conrad Veidt// Focus on Film. 1975. Nr. 21; Prouse D. Conrad Veidt - The Wandering Star// The Movie. London. 1982. Nr. 114; Conrad Veidt, Lebensbilder/ Hg. W.Jacobsen. Berlin, 1993; Абрамов А. Конрад Вейдт. M., 1926; Державин К. Конрад Фейдт. Критический этюд с 13 иллюстрациями. Л., 1928; Роли Конрада Фейдта. Составитель Н.Егорова. Рига, 1968; Арнольди Э. Конрад Фейдт// Звезды немого кино. М., 1968; Кулешов Л.В. Статьи. Материалы. Л., 1979; Ямпольский М. Демон и лабиринт. М., 1996.
   А.Трошин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Файдт (Вейдт), Конрад" в других словарях:

  • Вейдт, Конрад — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Конрад Файдт — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Файдт, Конрад — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Конрад Вейдт — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Конрад Фейдт — Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Фейдт, Конрад — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893(1893 01 22) Мес …   Википедия

  • Фейдт Конрад — Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893 Место рождения: Берлин, Германия Дата смерти: 3 апреля 1943 …   Википедия

  • Фейдт — Фейдт, Конрад Конрад Фейдт Conrad Veidt Имя при рождении: Hans Walter Conrad Veidt Дата рождения: 22 января 1893(1893 01 22) Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»