Файнингер, Лионель (Лайонель) Чарльз


Файнингер, Лионель (Лайонель) Чарльз
(Feininger, Lyonel Charles)
(17.07.1871, Нью-Йорк - 15.01.1956, Нью-Йорк)
   немецкий (северо-американский) живописец и график, музыкант. Родился в семье музыкантов, в 1888-1892 учился в Академии художеств в Берлине и у скульптора Ф.Коларосси в Париже. В 1901-1906 работал карикатуристом для немецких и американских журналов, в 1909 начал заниматься живописью, став членом Берлинского Сецессиона. В 1920-1925 преподавал в Баухаусе* (Веймар), много работал как композитор. В 1924 выставлялся в Европе и США как член объединения “Синяя четверка” (вместе с В.Кандинским*, П.Клее* и А.Явленским*).
   Ф. - одна из примечательных фигур немецкого экспрессионизма, во многом сопоставимая с В.Кандинским по складу синтетичного художественного мышления. Развитие его как живописца определялось контактами с художниками европейского авангарда, благодаря частым поездкам в Париж (встречи с кубистами, особенно с Р.Делоне, в начале 1910-х), дружбе с Ф.Марком* и К.Шмидт-Ротлуфом*, участию в выставках в галерее “Штурм* (Берлин) у Х.Вальдена* и долгой работе в Баухаусе (руководил мастерской печатной графики в Веймаре).
   Художественный метод Ф. - живописца и профессионального музыканта - основывался на чувстве интуиции и восприимчивости к богатству форм и красок окружающего мира. С 1909, после нескольких поездок в Тюрингию на этюды, он предпочитал только один способ работы - бесконечную импровизацию с одним и тем же мотивом городской архитектуры как “застывшей музыкой”, особенно в варианте многобашенного средневекового храма (“Барфюсер-кирхе в Эрфурте”, “Barfiißerkirche in Erfurt”, 1924). В начале 1910-х поиск адекватной такому принципу стилевой манеры был закончен после усвоения Ф. уроков Р.Делоне в Париже. “Орфический кубизм” еще раз претерпел неожиданную и уже чисто немецкую корректировку (почти одновременно с интерпретациями стиля Делоне живописцами Ф.Марком и А.Макке* в Мюнхене). Ф. фактически отказался от контуров в картине и теперь выстраивал свои причудливые архитектурные фантазии из светоносных геометризованных лучей и плоскостей, объединенных динамичным ритмом. Функции цвета и света в его живописи стали практически неразличимыми, что позволяет почувствовать мистический настрой многих полотен художника, так же как и трансцендентную основу их колорита - “Облако после бури” (“Облако-птица”), “Wolke nach dem Sturm” (“Vogelwolke”, 1926).
   Ф. кажется фанатиком такого метода, судя по числу импровизаций полюбившегося ему архитектурного мотива. В 1926-1929 он параллельно создает двенадцать “фуг” и примерно такое же число полотен с видом церкви в Гельмероде и соборной площади в Халле (оба города в Тюрингии), явно подчиняя композиционно-цветовую структуру архитектурных пейзажей принципам построения “контрапункта”, “фуги” и “хорала”. Картины на подобные сюжеты он мог писать бесконечно долго, однако в них всегда сохранялись ощущение транса художника и отправное экспрессивное начало.
   После того, как нацисты закрыли художественный институт Баухаус (1933), Ф. лишился должности преподавателя и переехал в Берлин. В 1937 он принял приглашение на должность профессора в художественном колледже в Окленде (Калифорния) и эмигрировал в США. Нацисты конфисковали около четырехсот его произведений из музеев Германии (некоторые из них были представлены в Мюнхене на выставке “Дегенеративное искусство”). После переезда в США Ф. поселился в Нью-Йорке, много выставлялся, а с 1939 продолжил работать как живописец, отдавая должное выразительности архитектурных комплексов и высотной панорамы Нью-Йорка (“Манхэттен ночью”, “Manhatten, Night”, 1940). В 1939 Ф. исполнил также цикл фресок для Всемирной выставки в Нью-Йорке. В 1940-1950-е заслуги художника нашли высшее признание в США: его избрали президентом Федерации американских художников (1947), в 1949 ему присудили приз Международной выставки в Институте Карнеги.
   Произв.: “Белый мужчина”, “Der weiße Mann”, 1907; “Улица в Париже”, “Strasse in Paris”, 1909; “Гельмерода III”, “Gelmerode III”, 1913; “Автопортрет”, “Selbstbildnis”, 1915; “Голова в архитектуре”, “Kopf in Architektur”, 1917; “Грютц-башня в Трептове на р. Pera”, “Der Grützturm an der Rega”, 1928; “Надвратная башня II”, “Torturm II”, 1925; “Рыночная церковь в вечерний час”, “Marktkirche zur Abendstunde”, 1930.
   Лит.: RuhmerE. Lyonel Feininger. München, 1961; HunekeA. Lyonel. Dresden, 1989; DeuchlerFl. Lyonel Feininger. Sein Weg zum Bauhaus-Meister. Leipzig, 1996; Lyonel Feininger. Von Gelmeroda nach Manhatten. Retrospektive der Gemälde / Hg. R.Marz. Berlin, 1998.
   Ю.Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.