- Фонтана, Оскар Маурус
- (Fontana, Oskar Maurus)(13.04.1889, Вена, Австро-Венгрия - 04.05.1969, Вена, Австрия)австрийский писатель, эссеист, издатель, театральный критик. Сын далматинского помещика, вырос в Далмации; в отрочестве переехал в Вену. По окончании Венского университета до начала 1 мировой войны занимался литературной деятельностью, пробуя свои силы в разных жанрах; публиковался в журналах (“Новый Меркурий”, “Der neue Merkur” и др.). В I мировую войну служил офицером (некоторое время работал вместе с Р.Музилем в военном отделе государственной пресс-службы в Вене).В разностороннем литературном творчестве Ф. ранних лет преобладали неоромантические тенденции: драма-легенда “Сказка тишины” (“Das Märchen der Stille”, 1910), комедия “Молочные братья” (“Die Milchbrüder”, 1913); черты экспрессионизма отчетливее проступают в драмах “Студенческий генерал” (“Der Studentengeneral”, 1913) и “Марк” (“Marc”, 1916). В 1916 Ф. издал антологию экспрессионистской поэзии “Аусзат” (“Die Aussaat”, “Посев”). Отчетливо экспрессионистская тенденция (с примесью неоромантизма) характерна и для журнала “Флугблатт”* (“Das Flugblatt”, “Листовка”), который Ф. издавал с весны 1917 до осени 1918 (вместе с А.Валлисом).Сложный синтез романтических идей, экспрессионизма и реализма представляет собой роман Ф. “Пробуждение” (“Die Erweckung”, 1919; переиздан в 1946 под названием “Башни Бег-Бегуйи”, “Die Türme des Beg Begouja”; с иллюстрациями А.Кубина*), основанный на впечатлениях детства: жизнь сербской деревни изображается как природно-космический феномен, как идеал, недоступный для испорченной буржуазной цивилизации. Цикл из тринадцати новелл “Мятежники” (“Empörer”, 1920) посвящен обыкновенным людям, которые оказываются способными на бунт против “судьбы, морали, насилия, денег, зверства” (Ф.Леннарц).В 1945-1949 Ф. был главным редактором газеты “Винер Курир” (“Wiener Kurier”, “Венский курьер”, 1945-1954), орган американской оккупационной администрации), с 1948 - почетный профессор Венского университета; президент (с 1964 почетный президент) Союза австрийских писателей (Österreichischer Schriftstellerverband); после выхода в свет книги “Венские актеры от Миттервурцера до Марии Айс” (“Wiener Schauspieler von Mitterwürzer bis Maria Eis”, 1948) считался одним из самых влиятельных театральных критиков, в 1951-1958 был театральным обозревателем популярной либеральной газеты “Прессе” (“Die Presse”, “Пресса”, основана в 1848). В многочисленных послевоенных романах и новеллах Ф. использует экспрессионистские приемы, модифицируя их для художественного осмысления злободневных проблем современности (монтаж трансформируется, например, в многосюжетное повествование, где фрагменты событий, происходящих в разных местах и в разные эпохи, как бы “наплывают” друг на друга), смешивая элементы фантастики с протокольно-научными описаниями, как, например, в романе о происхождении природного газа на Земле “Дыхание огня” (“Der Atem des Feuers”, 1954). Разнообразная эссеистика и мемуары Ф. имеют большое значение для изучения истории экспрессионизма.Соч.: Das Wiener Drama und die Jahrhundertwernde. Wien, 1921; Insel Elefantine. 1924; Roman, 1936 (auch unter dem Titel “Katastrophe am Nil”, 1947); Gefangene der Erde. Wien, 1928; Der Engel der Barmherzigkeit. Wien, 1950; Mit der Stimme der Sibylle. Wien, 1958; Meldeganger in der Spur der Sterne. Gedichte. Wien, 1965; Das grosse Welttheater. Theaterkritiken. 1909-1967. Wien, 1976.Лит.: Reininghaus A. Oskar Maurus Fontana. Das Profil eines österreichischen Journalisten. [Diss.] Salzburg, 1983.А.Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.