- Блага, Лучиан
- (Blaga, Lucian)(09.05.1895, село Ланкрем, уезд Альба-Себеш, Румыния - 06.05.1961, Клуж, Румыния)румынский философ, поэт и драматург. Сын православного священника. С детства владел немецким языком, учился в немецкой школе в Себеше. С 1914 по 1917 обучался в Институте теологии в Сибиу, затем на философском факультете Венского университета. В 1920 защитил докторскую диссертацию “Культура и познание” (“Kultur und Erkenntnis”). В стихах и пьесах 1920-х Б. самобытно отразил черты экспрессионистского видения мира. Был одним из создателей журнала “Гындиря”, в котором экспрессионистские идеи получили особый резонанс. Проведя многие годы в Вене, Б. близко познакомился с немецкой культурой; творчество Гете, Ницше и Шпенглера глубоко повлияло на его собственное мировоззрение и творчество.Б. видел в экспрессионизме выражение глубоких общекультурных принципов. В 1920-е ряд его философских произведений непосредственно посвящен изучению этого направления. Основные идеи экспрессионизма рассмотрены в исследованиях: “Бунт нашей дороманской сущности” (“Révolta fondului nostru nelatin”, 1921), “Философия стиля” (“Filosofía stilului”, 1924), “Феномен происхождения” (“Fenomenul originar”, 1925), “Лики столетия” (“Fejele unui veac”, 1926). В работе “Философия стиля” (идеи которой развиты в монографии 1937 “Трилогия культуры” - “Trilogía culturü”), характеризуя сущность румынской культуры как “свойство духовной сущности, невидимый фактор, реализующий живое единение в сложном разнообразии смыслов и форм”, он вводит понятие “стилистической матрицы”, важным параметром которой является “формообразующее стремление” (“Näzuinfa formativä”), имеющее три способа самоосуществления: индивидуализирующий, типизирующий и стихийный. Независимо от типа “формообразующего стремления”, художник всегда тяготел к вечному (трансцендентному). Первый способ характерен для Шекспира, Рембрандта, Лейбница, для немецкого (протестантского) мышления, его суть состоит в призыве: “Будь самим собой”. В произведениях этого типа акцентируется уникальное, единственное, неповторимое. “Типизирующее” стремление свойственно греческому искусству и тем художникам, для кого оно было идеалом. Его лозунг: “Будь как мастер” (Рафаэль, Гете). Все индивидуальное при таком понимании вторично, важен архетип. “Стихийное” стремление, проявившееся в египетском и византийском искусстве, раскрывает божественный замысел, универсальные закономерности бытия. В произведении искусства суть этого принципа формулируется в отношении: “Будь как Тот единственный” (Христос, Будда, Конфуций). Б. разделял идею Воррингера* о типологической общности византийского искусства и экспрессионизма.Концепция влияния культур Б. также связана с осмыслением экспрессионизма. “Моделирующая” (французская) культура предлагает, по его мнению, ориентироваться на нее как на совершенный образец. “Катализирующая” (германская) при соприкосновении с другой культурой помогает ей выявить свою национальную самобытность. Философские взгляды Б. изложены также в трудах “Трилогия познания” (“Trilogía cunoasterü”, 1934), “Трилогия ценностей” (“Trilogía valorilor”, 1942), “Космологическая трилогия” (“Trilogía cosmológica”, 1959). В них отношение человека к трансцендентности рассматривается как сущность его отношений с миром. Б. критикует позитивизм и сциентизм, утверждает автономию творчества. Основная идея культурологической теории Б. выражена в понятии “стиль”, который является константой, определяет сущность и специфику любой национальной культуры. В румынской культуре - это “миоритическое пространство” (“Миорица” - народная баллада).Экспрессионизм, с которым так или иначе связаны все области творчества Б., определил и его художественные принципы, помогая более остро прочувствовать тему глубинных корней румынской культуры, сформировать свой способ выражения. Б. увидел в экспрессионизме особую устремленность к Абсолюту, он сравнивал экспрессионистское мироощущение с особенностями культурного мышления разных народов. Стилизация, призванная передать суть вещей, сведение характера и психологии к схеме, утверждение обобщающей образности, - все эти черты эстетики экспрессионизма близки его художественному миру. Его лирика 1920-х пронизана ощущением чуда жизни, но и глубинной связи жизни и смерти, постоянства трансцендентного перехода, с которым связано познание мира. Лирические сборники “Поэмы света” (“Poemeie luminü”, 1919), “Шаги пророка” (“Pasji profetului”, 1921), “Великий переход” (“О marea trecere”, 1924), “Хвала сну” (“Lauda somnului”, 1929) отражают дионисийский витализм ницшеанского толка.Оригинальной интерпретацией экспрессионистской образности отмечена драматургия Б., где он обращается к народной мифологии, к глубинным корням румынской культуры (“Замолксис”, “Zamolxe”, 1921; “Волнение вод”, “Tulburarea apelor”, 1923; “Мастер Маноле”, “Meçterul Manóle”, 1926). Особенно выразительной иллюстрацией пристрастий автора стала его первая пьеса “Замолксис”, имеющая подзаголовок “языческая мистерия”. Древняя религия предков румын - даков - представлена как взаимодействие индивида с первобытными космическими силами. Персонажи наделены немеренной природной энергией, конфликт происходит во вневременном плане и представляет собой не столкновение психологии, но эпическое столкновение стихий, сущностей. Влияние экспрессионизма отмечается и в более поздних произведениях Б.С 1926 по 1939 Б. на дипломатической службе в Польше, Чехии, Швейцарии, Португалии. В 1936 был избран членом Румынской Академии. С 1939 по 1948 - профессор кафедры философии культуры в Клужском университете. После II мировой войны лишен возможности преподавать, служил научным сотрудником в Институте истории и философии в Клуже, в секции истории литературы в Клужском отделении Академии наук, в библиотеке. Все творческое наследие Б. проникнуто поисками национальной румынской идентичности. В послевоенные годы, особенно когда его отстранили от государственной службы, он много занимался переводами (перевел, в частности, “Фауста” Гете).Соч.: Opere în 11 v. Bue, 1974-1988; Trilogía culturii. Bue, 1969; Поэмы света. Bue, 1975; Heхоженные ступени. Вис, 1975.Лит.: Popí. Lucían Blaga: universul liric. Bue, 1924; Fantaneanu, С. Poezia lui Blaga si Gîndirea mistic. Bue, 1940; Crohmàlniceanu O.S. L.Blaga. Bue, 1963; Micu D. Lirica lui Lucian Blaga. Bue, 1967; Sora M. Cunoaçtere si mit în opera lui Lucian Blaga. Bue, 1970; Brlu P. Blaga în marea trecere. Bue, 1970; Micu D. Estética lui Lucian Blaga. Bue, 1970; Crohmàlniceanu O. Literatura romana si expresionismul. Bue, 1971; Gana G. Opera literarà a lui Lucian Blaga. Bue, 1976; Todoran E. Lucian Blaga mitul poetic. V. 1-2. Timiçoara, 1981-1983; Фридман M.B. Идейно-эстетические течения в румынской литературе XIX-XX вв. М., 1989; Осипова Н.С. “Мифологическая география” как “матричное пространство” творчества румынского поэта Лучиана Благи // Натура и культура. М., 1993.Е. Фейгина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.