- Хеккель, Эрих
- (Heckel, Erich)(31.07. 1883, Дёбельн в Саксонии - 27.01.1970, Хемменхофен близ Бодензее)немецкий живописец, график и скульптор. Родился в семье инженера, обучался в Высшей технической школе в Дрездене в 1904-1905, в 1906-1907 работал в архитектурном бюро В.Крайса (там же). С 1907 по 1911 вместе с Э.Кирхнером* и К.Шмидт-Ротлуфом* проводил летние месяцы на этюдах в Морицбурге, Дангасте и Прерове. В 1911-1944 - житель Берлина, член Свободного Сецессиона и участник большинства крупнейших художественных выставок в Германии.X. занимал в объединении “Брюкке”* роль негласного координатора стилевой системы экспрессионизма, стихийно определявшейся в художественной практике мастеров “Брюкке” с середины 1900-х. Он отличался строгим стилем, декларировавшим определенное сдержанное начало, особенно в области цветовых поисков, по сравнению с полотнами Э.Нольде* и К.Шмидт-Ротлуфа. Строгость живописной манеры X. можно отчасти объяснить его навыками архитектора-профессионала, но главную роль в ее становлении сыграл избирательный интерес к наследию мирового искусства. В годы учебы X. оказался под сильным впечатлением от полотен Кранаха, Вермеера и Пуссена, которые он видел в Дрезденской галерее, а в 1909, путешествуя по Италии, - от живописи итальянских мастеров XIV в. Все это сказалось позднее, в его камерных жанровых сценах (“Двое мужчин за столом”, “Zwei Männer am Tisch”, 1912; “За чтением”, “Beim Vorlesen”, 1913-1914), а также в его зрелых произведениях и в автопортретах (“Мужчина в молодости”, “Mann in jungen Jahren”, 1906; “Мужской портрет”, “Mannerbildnis”, 1919) с их почти ренессансными уравновешенными композициями и характерной идеализацией образа. Как начинающий художник X. не мог избежать в конце 1900-х также воздействия живописи П.Сезанна, заставлявшего думать о радикальной реформе и новых критериях в современном искусстве.К 1910 X. считался ведущим мастером “жесткого стиля” в немецком экспрессионизме, тяготевшим к ритмически динамичной, но ясной композиционной структуре изображения, а также к колористически ограниченной, хотя и интенсивной палитре цветов (“Хрустальный день”, “Glaserner Tag”, 1913). Из его композиций постепенно исчезли округлые формы, возрос интерес к графичности живописного почерка и к пунктуально претворяемой артикуляции условных пространственных планов во всем изображаемом. Художественная манера X.-экспрессиониста воспринимается поэтому наиболее догматичной в практике живописцев “Брюкке”. Более ограниченным оказался и круг тем мастера (преимущественно человеческая фигура). “Искусство - это абстракция, - любил повторять X. позже студентам в Академии. - ...Молодым художникам полезно иметь модель, но ее следовало бы задергивать занавеской во время работы над картиной”.В годы I мировой войны X. был санитаром-добровольцем в Бельгии (1915-1918). Груз лично увиденного и пережитого определил драматизм содержания и пацифистскую интонацию его известных полотен (“Мадонна Остенде”, “Madonna von Ostende”, 1915, сгорела во время II мировой войны). Искусство X. становится несколько меланхоличным и более философским одновременно. В 1923 он заканчивает эпический цикл фресок “Жизнь людей” (“Das Leben der Menschen”) для художественного музея Ангер в Эрфурте. В годы нацизма, объявленный “дегенеративным художником”, X. вынужден был уехать из Берлина в провинциальный Хемменхофен. После II мировой войны он преподавал в Академии художеств в Карлсруэ (1949-1955), много путешествовал (Германия, Франция, Скандинавия, Италия, Швейцария). В отличие от остальных живописцев “Брюкке”, X. почти не менял своей манеры вплоть до середины 1950-х. В его художественном наследии сохранилось множество графических работ (преимущественно ксилографии, созданных в 1904-1955), а также более десятка скульптур из металла и дерева, исполненных в 1906-1924.Произв.: “Ветряная мельница в Дангасте”, “Windmühle in Dangast”, 1909; “Обнаженная на диване”, “Akt auf Sofa liegend”, 1909; “Спящий Пехштейн”, “Der schlafende Pechstein”, 1910; “Лютнистка”, “Laute spielendes Mädchen”, 1913; “В парикмахерской”, “Barbierstube”, 1913; “Весна”, “Frühling”, 1918; роспись музея Ангер в Эрфурте, 1922-1923.Лит.: Rave P.J. Erich Heckel. Berlin, 1948; Vogt P. Erich Heckel. Recklinghausen, 1965; Dube A., Wolf D. Erich Heckel. Das graphische Werk. Bd. I-II. Berlin, 1965; Jähner H. Heckel. Dresden, 1975.Ю.Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.