- Хеллер, Пауль
- (Heller, Paul)(1896, Вена, Австро-Венгрия, сейчас Австрия - 13.10.1916)австрийский поэт. Биографические сведения почти полностью утрачены; известно лишь, что X. погиб на фронте в I мировую войну. В 1919 подборка стихов X. стараниями Г.Кульки*, который был его ровесником (и с которым он, возможно, вместе посещал гимназию в Вене), появилась в журнале “Акцион”*. Э.А.Райнхард включил три стихотворения X. (“С тобой”, “Mit dir”; “Что есть человек на свету”, “Was ist Mensch im Licht”; “Ты ведаешь глубины”, “О weisst du einen Schoss”) в антологию “Ботшафт. Новые стихи из Австрии”*, 1920. Единственная книга X. “Стихотворения. Из наследия” (“Gedichte. Aus dem Nachlass”, 1920) была собрана и издана Вальтером Хеллером (по-видимому, отцом поэта) и Г.Кулькой. В издательском предуведомлении к ней говорилось: “Вызывает слезы глубочайшее, предельное умиротворение, какое было даровано этому человеку”. Однако взаимоотношения X. с миром далеко не всегда были гармоничны. Повторяющиеся мотивы его лирики - изнуряющее чувство опустошенности (“Устал я, вконец устал искать Бога”), одиночество, традиционно сплавленное с мотивом ночи (“Надзвездное молчание холодно громоздится/ Вдоль глубокого, темно-туманного русла реки”), игра Бога с людьми (“Бог, что смотрит на меня, / Лишь забавляется мной”). Герой его поэзии страдает от деперсонализации (“Гнилью мое "я" было поглощено и разрушено”); с другой стороны, он зачарован романтикой смерти, возможностью “умереть под ликующие звуки рога”. Суицидальный пафос X. связан с его постоянными сетованиями на собственную “неспособность к любви и гениальности” (самый большой раздел в сборнике его стихов носит название “Самообличение”, “Selbstanklage”). Отсюда его отношение к I мировой войне, в которой он надеялся найти компенсацию неудовлетворенности собой: опыт борьбы и побед должен был “нейтрализовать его самонедостаточность” (А.Валлас); свойственное многим экспрессионистам приятие войны как силы, разрушающей буржуазное общество, оставалось для него на втором плане. X. рисует картины сражений в типично экспрессионистских образах: это и апокалипсис, всеобщая гибель, и грандиозная манифестация “дикой силы” (“Но не вечно стоять миру! / Горькая кровь оросит эти борозды, / Сверкают гневные облачка взрывов, / И по глинистым топям, вброд, шагают, / Ура, дикие солдаты”).X. мало склонен к языковым экспериментам. Некоторые из его произведений отличает усложненная ритмика. За редким исключением (написанная белым стихом “Элегия”, “Elegie”) поэт рифмует строфы по классическим схемам. Австрийская критика относится к X. с большим пиететом, хотя его небольшое наследие реально занимает в экспрессионизме скромное место.Соч.: Gedichte. Aus dem Nachlass. Wien; Prag; Leipzig, 1920.Лит.: Texte des Expressionismus. Der Beitrag jüdischer Autoren zur österreichischen Avantgarde / Hg. A.A.Wallas. Wien, 1988; Hirnwelten funkeln. Literatur des Exspressionismus in Wien / Hg. E.Fischer und. W.Haefs. Salzburg, 1988.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.