Хидзиката Йоси

Хидзиката Йоси
(псевдоним; настоящее имя - Хисайоси)
(16.04.1898, Токио,- 04.06.1959, Токио)
   японский режиссер, театральный деятель, педагог. Внук и наследник графа Хидзиката Хисамото, защитника театральных реформ (1833-1918). Учился на филологическом факультете Токийского университета. С детства увлекался театром. В 1916, будучи студентом аристократического института “Гакусю-ин”, организовал полупрофессиональную театральную труппу “Томодатидза” (“Театр друзей”), в 1917 поставил арлекинаду Н.Евреинова “Веселая смерть”. Тогда же познакомился с Осанаи* Каору, у которого начал изучать искусство режиссуры. В ноябре 1922 предпринял поездку по странам Европы, в декабре того же года побывал на спектаклях московского Художественного театра (“На дне”, “Вишневый сад”, “Месяц в деревне”, “Братья Карамазовы”), гастролировавшего в то время в Париже, а позже в Германии на спектаклях труппы М.Германовой, представительницы Художественного театра. Занимался у К.Грейна, познакомился с А.Райхом. Большое влияние на X. оказали работы немецких режиссеров экспрессионистского направления, особенно спектакль Берлинского театра Трибюне “Преображение” по Э.Толлеру*. В сентябре 1923, узнав о землетрясении в Токио, X. решил немедленно вернуться на родину. По пути присутствовал в Москве на спектаклях В.Мейерхольда. В течение года пребывания в Европе просмотрел около трехсот спектаклей, однако, по его словам, “неделя в Москве дала мне гораздо больше, чем целый год в Европе”. Построил новый, небольшой театр на собственные средства.
   В 1924 совместно с Осанаи Каору основал в Токио театр “Цукидзи-сёгэкидзё” (“Малый театр цукидзи”), имевший характер экспериментальной лаборатории. Когда после землетрясения 1923 в Японии наступил период хаоса и волнений, весьма напоминавший внутреннюю ситуацию в Германии после окончания I мировой войны, в театральном движении Японии возникли экспрессионистские тенденции, настоящим выразителем которых явился театр “Цукидзи сёгэкидзё”. Одним из первых спектаклей X. был “Морской бой” Р.Геринга*, поставленный с огромным успехом (1924). До июля 1928 X. поставил в театре десять экспрессионистских пьес, в том числе “Газ” (1924), “С утра по полуночи” (1924), “Клаудиус” (1925) и “Дважды Оливер” (1928) Г.Кайзера*; пьесы Э.Толлера “Хинкеманн” (в русском переводе “Эуген”, 1925); К.Штернгейма* “Панталоны” (1926). Эти работы принесли ему известность одного из главных представителей японского экспрессионизма. Он ставил также пьесы других европейских авторов, включая “Воздушный пирог” Б.Матова (1927), “Мандат” Н.Эрдмана (1928) и др. В 1929 в театре произошел раскол, впоследствии его радикально настроенная часть образовала новую труппу “Синцукидзи гэ-кидзе” (“Новый театр Цукидзи”) под руководством X. Здесь он с исключительным успехом поставил пьесу “Рычи, Китай” С.Третьякова* (1930). Весной 1933 X. стал представителем Японского союза пролетарских театров (сокращенно ПРОТ) на Международной олимпиаде в Советском Союзе, выступал на Первом съезде советских писателей (за что был лишен японскими властями графского титула), работал помощником художественного руководителя московского Театра Революции. Летом 1937 из-за продолжающихся политических репрессий в СССР X. срочно покинул Москву, жил во Франции, в 1941 вернулся на родину и сразу же был арестован (выпущен из тюрьмы в 1945). С 1948 - директор “Тюо бутай гэйдзюцу гакуин” (Центральной театральной школы) и заместитель директора “Бутай гэйдзюцу гакуин” (Институт сценического искусства) в Токио. Пропагандировал систему Станиславского, подчеркивая значение его “метода физического действия”, переводил его статьи. Активно работал как режиссер: “Сон в летнюю ночь” (1946), “Ромео и Джульетта” (1946) Шекспира; “Фукудзава Юкити” Маяма Сейна (1953); “Власть тьмы” Л.Толстого (1954), “Мертвые души” Н.Гоголя(1956), и др.
   Соч.: Насуно йобанаси [Вечерние беседы Насуно]. Токио, 1947, 1998; Энсэки-но ханаси [Беседы о театре]. Токио, 1950; Энсюцуся-но мити. Хидзиката Йоси Энгэкиронсю [Путь режиссера. Сборник статей Хидзиката Йоси о театре]. Токио, 1969.
   Лит. : Одзаки Хироцугу, Ибараки Тадаси Хидзиката Йоси. Арусэнкуся-но мити [Хидзиката Йоси. Путь предшественника]. Токио, 1961; Хидзиката Умэко: Хидзиката Умэко Дзитэн [Автобиография Хидзиката Умэко]. Токио, 1975.
   Н.Нобуюки

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Хидзиката Йоси" в других словарях:

  • Японский экспрессионизм —    Возникновение экспрессионизма в японском искусстве относится к началу 1920 х. В Японии для обозначения экспрессионизма употребляется как европейская форма этого термина, так и японская хёгэнсюги (буквально: “выражение” + “изм”), представляющая …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Осанаи Каору — (26.07.1881, Хиросима 25.12.1928, Токио)    японский поэт, театральный деятель. Родился в семье военного врача, в 1906 окончил Токийский университет. Еще будучи студентом университета, опубликовал первую пятиактную пьесу “Хисэнтоин”… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»