- Хофер, Карл
- (Hofer, Karl)(11.10.1878, Карлсруэ - 03.04.1955, Западный Берлин)немецкий живописец и график. В 1896-1901 учился живописи в Академии художеств в Карлсруэ (у Л.Калькройта и Х.Тома). В 1903-1913 жил и работал в Риме и в Париже.X. до конца 1910-х был одним из самых последовательных адептов неоклассического стиля в Германии (после учебы у Х.Тома в Штутгарте и десятилетнего изучения памятников античности и живописи классицизма в Риме и Париже). Его ориентирами в искусстве стали X. фон Марэ и П.Сезанн, чем и можно объяснять подчеркнуто плоскостную и колористически строгую манеру его живописи, а также архитектоничность и равновесие композиций. Тогда же X. пришел и к своему стереотипу образа человека - несколько анемичному, эмоционально заторможенному человеческому типу, с заурядным, но гармоничным и схематично трактованным лицом (“Купальщики”, “Drei badende Junglinge”, 1907).В начале I мировой войны X. был интернирован во Франции, в 1917 - выслан в Швейцарию. События войны сказались, в основном, в содержании полотен и рисунков X. Аркадские идиллии и умиротворенные пейзажи уступили в начале 1920-х место картинам современной жизни и драматическим видам природы; стала заметной также тенденция к общему аскетизму формы и колорита, к беспокойству линий и контуров (“Подруги”, “Freundinnen”, 1924; “Ландшафт с луной”, “Landschaft mit Mond”, 1925). Резко возросла тяга к переосмыслению будничных сцен в символические - сцены оргий и маскарадов (“Маскарад”, или “Маски”, “Maskerade”, “Masken”, 1922; “Большой карнавал”, “Großer Karneval”, 1928). Маска у X. становится символико-ассоциативным лейтмотивом духовного вырождения человека.С 1919 X. преподавал в Государственной высшей школе изобразительного искусства (Берлин-Шарлоттенбург), в 1923 был избран членом Прусской Академии искусств. В 1934 нацисты запретили ему профессиональную деятельность и изгнали из Академии. После гибели лучших полотен X. в сгоревшей мастерской в Берлине (1943), он начал планомерно воссоздавать их еще в годы войны. Одним из первых было восстановлено знаменитое полотно “Черные комнаты” (“Die schwarzen Zimmer”, 1928), содержавшее прямое пророчество эпохи нацизма. На полотне представлена сцена в сумасшедшем доме с пятью обнаженными фигурами и с наметкой их движения по замкнутому кругу, с барабанщиком на переднем плане. Резкие свето-теневые контрасты, характер движений и состояния персонажей переданы здесь в духе “черного”, т.е. безысходного мироощущения. Тема предчувствий вообще прослеживается как стержневая в художественном наследии X. (“Кассандра”, “Cassandra”, 1936; “Человек среди руин”, “Mann in Ruinen”, 1937; “Ночь с черной луной”, “Schwarzmondnacht”, 1944; “Пляска смерти”, “Totentanz”, 1946; “Ночь руин”, “Ruinennacht”, 1947).После II мировой войны X. продолжал преподавательскую деятельность в Берлине и много публиковался как мемуарист и участник острой полемики вокруг путей современного искусства. Позиция X. оставалась неизменной, как и в начале 1910-х. “Античность и христианство были пусть враждебными друг другу, но духовными позициями. Машинная цивилизация, мир роботов, вонючий бензиновый мир враждебен для духа, противен природе и убийствен для нее”. Его позднее творчество отмечено попытками возвращения к своему классическому стилю 1900-1910-х (“Мальчик с маской”, “Junge mit Maske”, 1946; “Саул и Давид”, “Saul und David”, 1951).Произв.: “Мужчина у окна”, “Mann am Fenster”, 1927-1930; “Большой карнавал”, “Großer Karneval”, 1928; “Автопортрет с демонами”, “Selbstbildnis mit Dämonen”, 1928-1930; “Злые маски”, “Böse Masken”, 1934; “Зовущий”, “Rufer”, 1935; “Трубач” (“Тревога”), “Turmbläser” (“Alarm”), 1935; “Плененные” (“По кругу”), “Gefangene” (“Am Rad”), 1944; “Иосиф и его братья”, “Joseph und seine Brüder”, 1944; “Злая ночь”, “Böse Nacht”, 1946; “Религиозный персонаж в лодке”, “Religiöse Figur im Boot”, ок. 1950.Соч.: Aus Leben und Kunst. Berlin, 1952; Über das Gesetzliche in der bildenden Kunst. Berlin, 1956.Лит.: Bene A. Karl Hofer. Berlin, 1947; Каталог “Karl Hofer. 1878-1955. Akademie der Künste Kunstmuseum Winterthur”. Berlin, 1965-1966.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.