- Цвейг, Арнольд
- (Zweig, Arnold)(10.11.1887, Гросс-Глогау, Силезия [теперь Глогув, Польша] - 26.11.1968, Берлин)немецкий писатель, автор романов, рассказов, пьес, выступал также как поэт, публицист, критик, занимался издательской деятельностью. Родился в еврейской семье ремесленника-шорника, с детства проявлял интерес к искусству и литературному творчеству, в 1907-1914 изучал немецкую филологию, философию, историю искусств, психологию, юриспруденцию в университетах Бреслау (теперь Вроцлав, Польша), Мюнхена, Берлина, Геттингена, Ростока, но университетского курса не закончил. Первые публикации относятся к 1908, выход первой книги (“Записки о семействе Клопфер. Ребенок. Два рассказа”, “Aufzeichnungen über eine Familie Klopfer. Das Kind. Zwei Erzählungen”) - к 1911; следующая книга - “Новеллы вокруг Клавдии” (“Novellen um Claudia”, 1912), написанная в непривычной изысканной форме “романа в новеллах”, принесла ему широкую известность. В 1915 Ц. получил премию имени Клейста за пьесу “Ритуальное убийство в Венгрии. Еврейская трагедия в пяти действиях” (“Ritualmord in Ungarn. Jüdische Tragödie in fünf Aufzuegen”, 1914), тогда же начал печататься в издательстве К.Вольфа*, собиравшего вокруг себя молодых экспрессионистов. Ц. был близко знаком со многими из них, его раннее творчество воспринималось в экспрессионистском контексте, оно было проникнуто острой неудовлетворенностью жизнью, которую ощущали его интеллектуальные герои, стремившиеся, как и автор, вырваться из мира угнетающих их условностей; но этот протест против “отцов” переводился в иной, по сравнению с поэтами-экспрессионистами, регистр - более “мягкий” и “эстетизированный”. В 1915 Ц. был призван в армию, из-за слабого с детских лет зрения признан “ограниченно годным”, в 1918, будучи писарем в штабе немецких войск, расположенных в Литве, стал свидетелем мирных переговоров в Бресте немецкого командования с представителями советской России. Война, снабдившая Ц. жизненными впечатлениями на всю оставшуюся жизнь, непосредственно отразилась в его стихах того времени, экспрессионистских, эпатирующих, направленных против “жирных читателей”, равнодушных к тому, что столько человеческих жизней превращается в прах на полях сражений (стихотворение “Военный корреспондент”, опубликовано как сопровождение к литографии Магнуса Целлера, 1920). Война привела Ц. к крутому повороту в жизненной и писательской судьбе, общему для многих экспрессионистов, но выраженному в его творчестве резче, чем у кого-либо из них: от мира камерных конфликтов и утонченных чувств он перешел в своих книгах к проблемам войны и революции. Его новый (автобиографический) герой, солдат и будущий писатель Вернер Бертин, остро чувствует беззащитность простого человека перед мощью враждебной ему государственной машины и неизбежность взаимного кровопролития: его “хватает за горло проклятый вопрос о насилии”.В последующие годы Ц. много пишет в самых разных жанрах, активно участвует в общественной жизни на стороне демократических сил как безусловный и непримиримый антифашист и борец за мир; в 1933 вынужден бежать из гитлеровской Германии и до 1948 живет в Хайфе (Израиль), не прекращая ни писательской, ни общественной деятельности; вернувшись в Германию (ГДР), занимает видное место в ее общественной и культурной жизни.Ц. получил мировую известность благодаря, прежде всего, созданному им образу русского военнопленного Гриши (Григория Папроткина, впервые в пьесе “Действо об унтере Грише”, “Das Spiel vom Sergeanten Grischa”, 1921), казненного только потому, что власти Вильгельмовской империи боялись распространения идей русской революции на Германию. Этот сюжет разросся в многотомный цикл социально-аналитических романов под общим названием “Великая война белых людей”, над которым Ц. начинает работать после громкого успеха романа “Спор об унтере Грише” (1929). Этот замысел занимал внимание Ц. до последних дней жизни, постоянно видоизменяясь, и породил эпическое, со множеством действующих лиц (хотя и внутренне противоречивое) повествование о I мировой войне, от предшествующих ей “мирных” лет до крушения Вильгельмовской империи (лучший, по общему мнению, роман цикла “Воспитание под Верденом”, “Erziehung vor Verdun”, 1935, своим названием дал жизнь широко распространенной формуле судьбы целого поколения европейской интеллигенции). По последним авторским планам цикл должен был логически завершаться романом о Ноябрьской революции 1918 в Германии, который, однако, не был окончен; причину тому надо видеть не столько в убывающих силах “Нестора немецкой демократической литературы”, сколько в сложностях ответа на вопрос о сущности революции, который Ц. формулировал следующим образом: “Можно ли гнать людей в будущее кнутом?” (“worwaerts zu peitschen?”).В этих больших социально-аналитических романах, написанных своеобразным, легко узнаваемым “цвейговским” языком с обилием диалогов, практически уже нет следов экспрессионистской поэтики; “Ни импрессионист], ни экспресс[ионист], а реалист”, - говорит теперь о себе Ц. (“weder express, noch impress, aber Realist”). Писатель, однако, по-своему сохранил верность одному из основных принципов экспрессионистской поэтики: воспроизводить внутреннее состояние героя через его внешние проявления, “жесты”. Ц. никогда не отзывался пренебрежительно об экспрессионизме. Как и Г.Манн, он не принял участия в резкой дискуссии об экспрессионизме, которая шла в 1930-е в журналах антифашистской эмиграции, а во время антиэкспрессионистской кампании, развернутой в ГДР в 1960-х, выступил в защиту этого течения, доказывая благородный пафос его творцов и плодотворное воздействие на последующее развитие немецкого искусства.Соч.\ Der KafTee. Die Quittung. Der Feind. Erzählungen. 1914; Die Bestie. Erzählungen. 1914; Gerufene Schatten. Novelle. 1926; Das Spiel um olen Sergeanten Grische. Drama. 1921; Die Umkeh des Abtrünnigen. Drama. 1925.Лит.: Arnold Zweig. Text+Kritik. München, 1989; Baum Hans-Werner. Arnold Zweig. Leben und Werk. Berlin, 1967; Arnold Zweig. Werk und Leben in Dokumenten und Bildern / Hg. Georg Wenzel. Berlin; Weimar, 1978; Арнольд Цвейг: Библиогр. указ. M., 1961; Топер П.М. Арнольд Цвейг. М., 1960.П. Топер
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.