- Блатны, Лев
- (Blatny, Lev)(11.04.1894, Брно, Австро-Венгрия - 21.06.1930, Кветнице на Попраде, Чехословакия)чешский драматург, прозаик. Из семьи музыкантов. Учился на юридическом факультете Карлова университета в Праге, был призван на военную службу (1915); после демобилизации, закончив юридический факультет, с 1920 работает юристом в Управлении железных дорог в Брно. В 1925-1928- рецензент, позже заведующий литературной частью Национального театра в Брно.Дебютировал сборником стихов “Примите от меня” (“Vzkazuji”, 1912). Как и этот сборник, его драматические и прозаические произведения возникают на волне экспрессионистских веяний. Б. стал одним из основателей и первым председателем объединения “Литерарни скупина”* (“Литературная группа”), куда входили литераторы-экспрессионисты, а также одним из редакторов его печатных органов - журнала “Гост” (“Host”, “Гость”) и “Сборника Литературной группы” (“Sborník Literární skupiny”, 1923). Вместе с Ф.Гётцем* написал манифест “Наша надежда, вера и труд” (“Nase nadéje, vira a práсе”, 1922), в котором экспрессионизм трактуется как течение, единственно способное противостоять разложению буржуазного общества, его морали и культуры. Манифест апеллировал к “законам любви и добра”, провозглашал “великое содружество души и сердца”, право творческой личности на индивидуальное видение мира; революционному действию в нем противопоставлялся эволюционный путь к обществу социальной справедливости.Для творчества Б. характерно изображение человека, бунтующего против социальной и моральной несвободы и в то же время стремящегося к покаянию во имя обновления собственной души, единения с другими. Своеобразие его творческой манеры - в пристрастии к иронии, символике, гротеску; бессюжетные “записи” внутренних состояний, как правило, воплощают мотив иррационального вторжения судьбы в человеческую жизнь. Пьеса “Трое” (“Tri”, 1920) строится на ситуации любовного треугольника, но представляет собой столкновение абстрактных “дематериализованных” понятий, что сводит на нет сценическое действие, превращая диалог в “обмен взглядами”. Насыщенная аллегориями, пьеса отражала поиски автором универсальной правды. Те же установки обнаруживаются в пьесе “Переселенцы” (“Vystêhovalci”, 1923), где отражен социальный протест тех, кто поверил в революцию, и тех, кто не смог принять ее. Мрачная символика свойственна одноактным пьесам Б. 1920-1930-х: “Подземелье” (“Podzemí”), “Черная ночь” (“Cerna пос”, 1930), “Мир в вихре танца” (“Svët tanôi”, 1927) и др. Гротеск сочетается с трагикомическим бурлеском в пьесе “Кудах-тах-тах!” (“Kokoko-dák!”, 1922), в которой буржуазное общество уподобляется растревоженному курятнику. Большей конкретности конфликта в этой пьесе отвечает и большая целостность композиции, пластика образов (чешская критика отмечала их близость героям пьесы Горького “На дне”). Той же тенденцией отмечена пьеса “Смерть на продажу” (“Smrt na prodej”, 1929), пронизанная социально-обличительной критикой.Рок, материализуясь в образах войны, смерти, любовных трагедий, врывается в жизнь героев прозы Б. (сборники рассказов “Ветер во дворе”, “Vítr v ohradë”, 1923; “Рассказы в клеточку”, “Povídky v kostkách”, 1925; “Скрипка в небоскребе”, “Housle v mrakodrapu”, 1928 и др.). Внутренний мир персонажей, по большей части ущербный, раскрывается не столько в поступках, сколько через галлюцинирующее сознание. Общей постановке проблем человеческих отношений соответствует чередование лирики и иронии, аллегорические уподобления, перерастающие в моралите. Соединение культа обыденных ценностей с идеями социального реформизма характеризует сборник “Регуляция” (“Regulace”, 1927), где проявляется стремление реалистически изобразить жизнь современного провинциального города. Наметившийся ранее отход писателя от экспрессионизма становится очевидным в повести “Заключенный” (“Trestanec”, издана посмертно, 1961).Б. активно участвовал в культурной жизни Чехии, выступал в качестве литературного и театрального критика.Соч.\ Vzkazuji. Praha, 1912; Povídky v kostkách. Praha, 1925; Regulace. Praha, 1927; Povídky z hor. Praha 1927; Rise míru. Praha 1927; Tajemství Louvru. Praha, 1928; Housle v mrakodrapu. Praha, 1961.Лит.: Götz F. Anarchie v nejmladSí ceské poezíi. Praha, 1922; Jasnící se horizont. Praha, 1926; Pisa A.M. Smëry a eile. Praha, 1927; Básnicky dneSek. Praha, 1931; Václavek В. Od umëni k tvorbë. Praha, 1949; Halas F. Magická moc poezie. Praha, 1958; Kundera M. Umëni románu. Praha, 1960; Suchomel M. Doslov// Housle v mrakodrapu. Praha, 1961; JefabekÖ. V pamëti a srdei. Praha, 1961; Grebeniëkova R. Öesky expresionismus a vedeni dramatického dialogu // Orientace. Praha, 1969; Kuëerova H. Od negace skuteënosti k apoteóze lidstvi // Oeská literatura. 1974. С. 4.Р.Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.