Цивилизация

Цивилизация
   и ее проблемы находят своеобразное и противоречивое отражение в творчестве экспрессионистов. Общий контекст кризисной эпохи, которая взрастила экспрессионизм, вызывал ощущение глубокой болезненной ломки. Коренные перемены, связанные с широким внедрением техники и изменениями в образе жизни, сказывались и на мироощущении, и на эстетических представлениях молодого поколения экспрессионистов. С одной стороны, экспрессионисты не могли не отдавать дань антирационалистическим настроениям, складывавшимся в обществе, для значительной части которого технический прогресс, вынужденный отрыв множества людей от “родного клочка земли” и переселение в большие города воспринимались как угроза привычному укладу жизни. Эти настроения усиливались I мировой войной и ее трагическими последствиями, порождавшими настроение “гибели человечества” (по ассоциации с “Гибелью богов”), нашедшее отражение в названии изданной К.Пинтусом* одной из самых представительных антологий экспрессионизма (“Menschheitsdämmerung” “Сумерки человечества”*, 1919). Но в это же название был заложен и противоположный смысл - “Рассвет человечества”, что весьма характерно для амбивалентного сознания экспрессионизма.
   Трагическое мировосприятие находило обоснование в сочинениях Ницше и в “философии распада”, в том числе в книге О.ШпенглераЗакат Европы” (1918-1922). В то же время части экспрессионистов была близка ориентированная на научно-технический прогресс революционная, в том числе марксистская, философия (“Дух утопии” Э.Блоха, 1918-1923) с ее утопической эсхатологией, а также философская антропология, которая исследовала человеческое сознание, включая и символические формы, определенные мифом и языком (“Философия символических форм” Э.Кассирера, 1923-1929; “Место человека в Космосе” М.Шелера, 1928). Утопическое представление, согласно которому мораль подчиняется законам рационализации, оказывалось несостоятельным, что усиливало “ощущение опасности” (К.Ясперс).
   У экспрессионистов это жизнеощущение выражено с особой болью и художественным пафосом. Видение грядущих катастроф порождало апокалиптические мотивы в их творчестве. Однако и здесь преобладала амбивалентность: ощущение “порыва”* соединялось с мотивом прощания, страх перед прогрессом - с верой в его безграничные возможности, жажда революционных перемен - с тревожным ощущением их роковых последствий. “Распад реальности” (Г.Бенн*) ощущался как результат прогрессирующей механизации внешней жизни, лишение ее “подлинности”. Культурпессимизм, мифологизация истории и неприятие бурного развития науки и техники были явлениями одного порядка: выражением страха перед радикальной модернизацией, стремлением бежать от требований стремительно надвигающейся индустриальной эпохи.
   Вместе с тем, отторжение индустриальной цивилизации органически, несмотря на все противоречия, соединяется с позитивным отношением к тем новым перспективам, которые открывала для человека техника, прежде всего в сфере передвижения, скоростей, преодоления пространства. Это не могло не импонировать молодому поколению, в том числе экспрессионистам, особенно тем, кто какое-то время находился под влиянием футуристических идей. Журнал “Штурм”*, опубликовавший первый “Манифест футуризма” Маринетти, воспевает соединение экзотики с современными реалиями. Электричество, гигантские пароходы, локомотивы, трамваи, любовь к опасности (ницшевское “Живи опасно!”), восхищение скоростными темпами, любование борьбой и силой - все это одновременно вызывает восторг и отторжение. Ликование по поводу бурного совершенствования средств передвижения связывалось с надеждами на обновление и совершенствование самого человека. В “Нищем” Зорге* летчик предстает как новый, неведомый дотоле тип человека. В журналах “Штурм” и “Акцион”* автомобиль восславляется как гарант новой свободы. Не случайно один из характерных мотивов экспрессионистской поэзии - поездка в автомобиле и, особенно, по железной дороге. Как символ “нового начала” выступает вокзал, отправная точка пути, ведущего в манящие дали (“Вокзалы” Штадлера*, его “Ночной переезд через Рейн в Кёльне”). Стихотворение А.Вольфенштейна* “Поездка” изображает путешествие по железной дороге как коллективное переживание. Мотив движения соответствует динамичному характеру новой эпохи и самой эстетике экспрессионизма в его противоречивости (см. также Город*, Утопизм*, Футуризм и экспрессионизм*).
   Лит.: Eukmann Ch. Denk- und Stilformen des Expressionismus. München, 1974; Die Unwirklichkeit der Städte: Grosstadtdarstellung zwischen Moderne und Postmoderne / Hg. K.Scherpe. Reinbek bei Hamburg, 1988; Loquai F. Geschwindlichkeitsfantasien im Futurismus und Expressionismus // Die Modernität des Expressionismus / Hg. Th. Anz. M.Stark. Stuttgart; Weimar, 1994.
   И. Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Цивилизация" в других словарях:

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ — (от лат. civilis гражданский, государственный) одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна …   Философская энциклопедия

  • цивилизация — и, ж. civilisation f. 1. Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно политической формации. Античная цивилизация. Ож. 1986. Сивилизация киргизцев послужит примером Кабардинцам. 1786.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ —         (от лат. гражданский)         межэтнич. культурно истор. общность людей, основания и критерии для выделения к рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц. появилось еще в античную… …   Энциклопедия культурологии

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ — (лат. гражданственность, от civis гражданин). Образованность; сознание человеком своих прав и обязанностей, как гражданина; смягчение нравов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦИВИЛИЗАЦИЯ [< лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Цивилизация —  Цивилизация  ♦ Civilisation    Слово «цивилизация» имеет два значения – более широкое и более узкое.    В широком значении цивилизация – нормативная, способная к развитию и иерархически выстроенная совокупность творений человечества. В этом… …   Философский словарь Спонвиля

  • цивилизация — См …   Словарь синонимов

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ — (от лат. civilis гражданский государственный),..1) синоним культуры2)] Уровень, Ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)3) Ступень общественного развития, следующая за… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ — и (устар., по франц. произношению) Сивилизация, цивилизации, жен. (от лат. civilis гражданский). 1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (научн.). Дикость,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Цивилизация — (от лат. civilis гражданский, государственный) 1) уровень, ступень общественно политического развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 2) конкретная общественно политическая система в своем… …   Политология. Словарь.

  • Цивилизация — (от латинского civilis гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация ). 3) Ступень общественного развития, следующая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Цивилизация — синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»