- Чапек, Йозеф
- (Čapek, Josef)(23.03. 1887, Тронов, Австро-Венгрия - 04.1945, точная дата не установлена, концлагерь Берген-Бельзен, Ганновер, Германия)чешский живописец, график, сценограф, писатель и эссеист. Сын врача, старший брат Карела Чапека*. В 1903 окончил школу ткацкого ремесла; в 1904-1908 учился в пражской Художественно-промышленной школе, тогда же начал печататься в журналах; в 1910-1912 посетил Францию и Испанию. По возвращении в Прагу вместе с К.Чапеком организовал объединение “Скупина витварных умелцу” (“Skupina vytvarnych umëlcû”, “Группа деятелей изобразительного искусства”, 1911) и в 1911-1912 редактировал его печатный орган “Умелецки месичник” (“Umëlecky mësiënik”, “Художественный ежемесячник”). Недолгое время был членом объединения чешских художников “Манес” (“Manes”), став одним из редакторов (1912-1913) его журнала “Вольне смеры” (“Volné smëry”, “Вольные направления”). Участвовал в создании “Альманаха на 1914 год”, (“Almanach na rok 1914”, связанного с направлениями изобразительного искусства, противостоящими натурализму и описательности. В 1918 Ч. возглавил группу художников “Тврдошийни” (“TvrdoSíjní”, “Упрямые”), работал в газете “Народни листы” (“Národní listy”, “Национальная газета”), издавал юмористический журнал “Небойса” (“Nebojsa”, “Не бойся”), с 1921 в течение двух десятилетий был связан с газетой “Лидове новины” (“Lidové noviny”, “Народная газета”). В 1930-1931 редактировал журнал “Светозор” (“Svëtozor”). Работал театральным художником. Наряду с изобразительным искусством много времени уделял литературному творчеству. Занимал активные антифашистские позиции. После оккупации Чехословакии Германией в 1939 был арестован и почти шесть лет провел в концентрационных лагерях Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен. Умер от тифа в лагере Берген-Бельзен.Начав с полуиронического интереса к декадансу, приняв программу кубизма и одновременно тяготея к экспрессионизму, Ч., по его словам, разлагает разные художественные веяния на составные элементы, чтобы создать свою систему эстетических принципов. Первые картины Ч. (он начал выставляться в 1912) носили кубистический характер. Усилению живописной выразительности, стремлению к мифологизации и обобщенности в его творчестве способствовали пражская выставка картин Э.Мунка* (1905), контакты с немецкими экспрессионистами. В духе кубизма выдержаны работы 1912-1913 - две одноименные картины “Обнаженная”, “Пропойца” (“Piják”), “Новостройка” (“Novostavba”), “Шарманщик” (“Kolovrátkáf”) и др. В цикле “Têtes d'expression” (“Выразительные головы”, 1915) на беспредметно-нейтральном темно-сером фоне изображены человеческие головы и лица, стилизованные в виде геометрических фигур. Цикл проникнут общим чувством “печали и возвышенности”. Словно из темноты поднимаются кряжистые мужские фигуры в серии картин 1920-х - четко очерченная линия замыкает их в беспредметно-сером пространстве. В самом выборе натуры - пролетариев, нищих, изгоев общества - преломляется осмысленная в экспрессионистском ключе, доведенная до монументального звучания драма нищеты и горя.В 1930-е возрастает интерес Ч. к примитивному искусству аборигенов Океании, Африки, индейцев Америки. Плодотворность прикосновения к глубинным истокам творчества, к его “варварски-непосредственным формам”, а также к таким периферийным художественным явлениям как городской фольклор, детские рисунки и т.д. обосновано в эссе Ч. и его книгах “Самое скромное искусство” (“NejskromnëjSi umëni”, 1920), “Немного о многом” (“Malo о mnohém”, 1923), “Искусство примитивных народов” (“Umení pfírodních národu”, 1938). Ч. дорог динамизм современного искусства, хотя он выражает мысль о необходимости его “опрощения” (“Как надо смотреть современную живопись”, “Jak se dívat na moderní obrazy”, 1935). В 1930-е он создает эмоционально-выразительные картины с “атакующими” сюжетами, а также полные изобразительной экспрессии пейзажи и натюрморты. Геометричность кубистического письма сменяется смягченными формами и более богатой колористической гаммой (отзвук увлечения фовизмом). В атмосфере усиления фашистской угрозы рождается политическая сатира и карикатура Ч., его циклы “Современная эпоха” (“Moderní Times”) и “Сапоги диктатора” (“Diktátorské boty”, 1937). В циклах живописных полотен “Огонь” (“Oheñ”) и “Тоска” (“Touha”, оба 1930-1939), варьирующийся образ простой чешской женщины олицетворяет не только горе порабощенной нации, но и страстную жажду освобождения.Экспрессивная манера изображения была свойственна Ч.-сценографу, оформителю более пятидесяти спектаклей, создателю более шестисот эскизов театральных костюмов (оформлял спектакли в Национальном и Временном театрах Праги, в пражском театре “На Виноградах”), а также иллюстратору многих книг и журнальных изданий. Особая выразительность в сценографии и графике определялась не только его стремлением схватить суть изображаемого, но и искусством лаконизма, умением достичь художественного эффекта минимальными средствами.Литературное творчество Ч. открывается рассказами, написанными в соавторстве с братом К.Чапеком и составившими сборники “Сияющие глубины” (“Záfivé hlubiny”, 1916) и “Сад Краконоша” (“Krakonosova zahrada”, 1918). Вместе с написанной также совместно стихотворной комедией “Игра любви роковая” (“Lásky hra osudná”, в журнале 1911) эти рассказы, насыщенные очарованием юношеского открытия мира, являют интеллектуально-ироническую реакцию на художественную жизнь начала XX в. (натурализм, психологизм, декадентство); они с юмором повествуют о несовершенстве человеческих отношений. Экспрессивная передача атмосферы страха и ощущения абсурдности жизни, порожденных I мировой войной, характерны для сборников рассказов Ч. “Лелио” (“Lélio”, 1917) и “Для дельфина” (“Pro delfína”, 1923). В соавторстве с братом Ч. создает драму-моралите “Из жизни насекомых” (“Ze íivota hmyzu”, 1922), где сатирически уподобляет человеческое общество царству насекомых, и философски-ироническую комедию “Адам Творец” (“Adam Stvofitel”, 1927), которая несет в себе предостережение об опасности ультрарадикальных вторжений в процессы человеческого бытия. Пьеса “Земля многих имен” (“Zemë mnoha jmen”, 1923) - грустно-ироническая сатира на современный мир - наполнена сожалением о безуспешности попыток устройства идеального миропорядка. В традициях прозаической баллады выдержана повесть “Тень папоротника” (“Stín kapradiny”, 1930), в которой в духе народных представлений о справедливости раскрывается проблема вины и наказания. Раздумья о смысле жизни, ее загадках, ценностях и пороках составляют основу лирико-философской книги “Хромой путник” (“Kulhavy' poutník”, 1936). “Во мне много от художника-живописца, вот почему здесь нет сюжета, развивающегося во времени”, - характеризовал Ч. свою прозу. В форме своеобразного философского дневника, записей мыслей выдержана книга “Начертано на тучах” (“Psáno do mrakû”, 1936-1939, издана 1947). В ней запечатлена, по признанию автора, вся его “радость и печаль, вера и сомнения” накануне и в начале II мировой войны. “Стихи из концентрационного лагеря” (“Básne z koncentraëniho tabora”, изданы посмертно, 1946), созданные Ч. в годы заключения, наперекор всему сохраняют веру в человека, в силу любви и добра.Соч.: Dílo bratfí Capkû, d. 1-51. Praha, 1928-1932; Dílo bratfí Capkû. Praha, 1954-1971.Лит.: JanouSek P. Studie o dramatu. Praha, 1992; SlavíkJ., Opelík I. Jozef Capek. Praha, 1993; Expresionismus a ôeské umëni. 1905-1927. Praha, 1994; CernyF. Premiéry bratfí Capkû. Praha, 1999; MaleviöO. Bratfi Capkové. Praha, 1999; SuIcováM. Prodlouzeny öas Josefa Capka. Praha, 2000; Виноградова E.K. Йозеф Чапек. M., 1981; Малевич О. Йозеф Чапек - прозаик и поэт // Чапек Й. Начертано на тучах. М., 1986.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.