- Чапек, Карел
- (Čapek, Karel)(09.01. 1890, Мале Сватонёвице, Австро-Венгрия -25.12.1938, Прага, Чехословакия)чешский прозаик, драматург, журналист и эссеист. Родился в семье врача. Младший брат Йозефа Чапека*. Окончил философский факультет Карлова университета в Праге (1915), слушал лекции в Берлинском университете и в Сорбонне (1910-1911). В 1915-1920 служил библиотекарем, был домашним учителем. Сотрудничал с редакциями газет “Народни листы” (“Národní listy”, “Национальная газета”, 1917-1929) и “Лидове новины” (“Lidové noviny”, “Народная газета”, 1921-1938). В 1921-1923 заведовал литературной частью пражского театра “На Виноградах”, выступал в качестве режиссера. В 1920-1930-е совершил ряд поездок по странам Европы (Италия, Англия, Испания, Голландия, Скандинавия). Регулярно печатался с середины 1910-х. Некоторые произведения, в том числе большая часть ранних рассказов, написаны в соавторстве с братом Йозефом (“Сияющие глубины”, “Záfivé hlubiny”, 1916; “Сад Краконоша”, “KrakonoSova zahrada”, 1918).Огромное влияние на сознание Ч. оказала I мировая война, в значительной мере погасившая оптимизм начинающего писателя. Размышления о природе и механизме роковых конфликтов в человеческих отношениях, о трагизме современного бытия, “страшном обесценивании человеческой жизни” и нарастающей атрофии гуманистического начала составили философский подтекст его сборников рассказов “Распятие” (“Bozí muka”, 1917) и “Мучительные рассказы” (“Trapné povídky”, 1921). Международную известность Ч. принесли его социально-фантастические произведения 1920-х, раскрывавшие угрозу потрясений, заключенных в противоречиях современного мира. В социальной фантастике писателя отчетливо выражены черты экспрессионизма (хотя сам он не отождествлял себя ни с одним течением), особенно в его драмах, которые носят характер “экспрессионистского гротеска” (П.Яноушек) и отличаются интенсивностью художественного выражения.Драмы и романы Ч. 1920-х впитали в себя его глубокую встревоженность небывалыми масштабами современных войн, перспективой появления сверхоружия, в том числе атомного, несовпадением темпов научно-технического прогресса и нравственного развития человечества. Таковы “Фабрика Абсолюта” (“Továrna na Absolutno”, 1924), “Кракатит” (“Krakatit”, 1924.) Особую роль в художественном сознании писателя играет вопрос о сущности человека. В комедии братьев Чапеков “Из жизни насекомых” (“Ze ¿ivota hmyru”, 1922) суд над современным обществом вершится через изображение антропоморфизированных насекомых. В драме “Средство Макропулоса” (“Vëc Makropulosa”, 1922) создан образ женщины, которая обладает “эликсиром жизни” и сохраняет с его помощью на протяжении нескольких столетий свою молодость, но остается лишь красивым подобием человека. Автор как бы изымает из представления о человеческой сути те или иные черты и демонстрирует результат. Тем самым выявляется гуманистическая субстанция человеческого бытия и проступают те грани, которые отделяют человека от не-человека, создается почва для сатирического обличения. Наиболее полное воплощение антитеза “человек-псевдочеловек” получила в пьесе “RUR” (“R.U.R., Rossum's Universal Robots”, 1921): с ней в мировую литературу вошел образ двойника человека, лишенного его духовной сущности, - робота, возведенного в степень “экспрессивного знака” (Я.Мукаржовский). Слово “робот”, подсказанное Ч. братом Йозефом, вошло во все языки мира.Ч. глубоко волновал также вопрос о мере и границах допустимых волевых вторжений в макропроцессы бытия. Этой теме посвящена драма-притча братьев Чапеков “Адам Творец” (“Adam Stvofitel”, 1927). Создав гротескную модель насильственного переворота во имя мечты о земном рае, авторы хотели предостеречь современников от утопических иллюзий и опрометчивого радикализма.Экспрессионистские черты художественной системы Ч. 1920-х преломлялись в таких ее особенностях, как повышенная роль интеллектуально-философского начала, склонность к моделированию явлений, “пересоздание” картины действительности ради акцентирования тех или иных ее сторон и проблем, широкое использование в этих целях интригующих научно-фантастических допущений и средств гротеска. В основе его произведений обычно лежит акцентированная идейная конструкция. Стихия иронии и сатиры сочетается с символизацией картин и образов. Часто характер тропа приобретает и само произведение, и отдельные образы (герои его книг “не столько персонажи, сколько персонификации”, А.Матушка).В конце 1920-х элементы экспрессионизма в творчестве Ч. растворяются в более широкой художественной системе, в которой сохраняется условный и фантастический компонент, но все сильнее дает о себе знать насыщенность образа-символа реальной жизнью. Рост социальных противоречий в начале 1930-х, приход к власти в Италии и Германии фашизма вызвали сдвиги в сознании и философской позиции Ч., что отразилось в трилогии “Гордубал”, “Метеор”, “Обыкновенная жизнь” (“Hordubal”, 1933; “Povetroñ”, 1934; “Obycejny Zivot”, 1934), посвященной проблеме постижения истины. Обострилось и отношение Ч. к происходящим в мире общественно-политическим событиям. В романе “Война с саламандрами” (“Válka s mloky”, 1936), который вновь строится на научно-фантастической основе и философской оппозиции человека и псевдочеловека, искусство гротеска, сатиры и памфлета широко используется для выражения протеста против дегуманизации жизни. Обличение милитаризма и устремленность к идеалу “цельного человека” (термин Ч.), способного эффективно бороться против сил зла, определили содержание повести “Первая спасательная” (“První parta”, 1937), драм “Белая болезнь” (“Bílá nêmoc”, 1937) и “Мать” (“Matka”, 1938). Ч. принадлежат также многочисленные произведения малых форм - рассказы, путевые заметки, философско-иронические и юмористические переосмысления известных литературных и библейских сюжетов и образов (они составили книгу “Апокрифы”, “Apokrify”, 1934). На протяжении целого ряда лет Ч. осуществлял записи бесед и интервью первого президента Чехословакии Т.Г.Масарика, составившие трехтомное издание “Беседы с Т.Г.Масариком” (“Hovory s T.G.Masarykem”, 1928-1935).Соч.: Spisy bratfí Capkû, d. 1-51. Praga, 1932-1938; Spisy K.Capka. Praha, 1980; Чапек К. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1974-1977.Лит.: Karel Capek. Bibliografíe. D. 1-4. Praha; Moskva, 1991; Matuška A. Clovêk proti skaze. Bratislava, 1963; Janoušek P. Rozmêry dramatu. Praha, 1989; Janoušek P. Studie о dramatu. Praha, 1992; Cemy F. Premiéry bratfí Capkû. Praha, 2000; Малевич О. Карел Чапек. Критико-биографический очерк. Л., 1968; Никольский С. Карел Чапекфантаст и сатирик. М., 1973; его же. Над страницами антиутопий К.Чапека и М.Булгакова. М., 2001.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.