- Шёберг, Биргер
- (Sjöberg, Birger)(06.10.1885, Венерсборг - 30.04.1929, Векше)шведский поэт и прозаик. Сын торговца. В юности работал продавцом, затем год сотрудничал в столичной газете “Стокхольмс Дагблад” (“Stockholms Dagblad”), где опубликовал несколько стихотворений, а с 1907 - в провинциальной газете “Хельсингборгс-Постен” (“Helsingborgs-Posten”). С 1925 перешел на положение вольного писателя. Отчасти под влиянием шведского поэта-песенника XVIII в. К.М.Бельмана, в течение пятнадцати лет, а особенно активно в 1918-1921, Ш. писал стихи (песни), которые сам перекладывал на музыку и с огромным успехом исполнял с эстрады, аккомпанируя себе на гитаре. Они составили первый поэтический сборник Ш. “Книга Фриды. Городские песенки о Фриде и природе, о смерти и космосе” (“Fridas bok. Smâstadsvisor от Frida och naturen, от döden och Universum”, 1922). Лубочный идиллический мирок шведского провинциального городка начала XX в., названный им “Маленьким Парижем”, окрашен мягкой иронией, подчеркиваемой нарочито серьезным тоном лирического героя - приказчика, влюбленного в Фриду. Поэзии Ш. оригинальность придает искусная стилизация, переплетение различных поэтических пластов от реминисценций романтизма до “низких” жанров - лубка, эстрадных и опереточных куплетов. Ироническая дистанция в то же время вскрывала хрупкость ностальгической идиллии на фоне послевоенной действительности.Сходная атмосфера характеризует единственный роман Ш. “Квартет, который распался” (“Kvartetten som sprängdes”, 1924), где вокруг будничной любовной истории в небольшом провинциальном городке, возбужденном экономическим кризисом начала 1920-х, разворачивается пестрый круговорот событий. Комизм характеров и юмор скрывают подспудную горечь. Роман отличает свободная, прихотливая, но продуманная композиция.Из ощущения крушения идиллии и мучительных сомнений в своем поэтическом призвании родился дисгармоничный, разорванный поэтический мир последнего и главного произведения Ш. - сборника стихов “Кризисы и венки” (“Kriser och kransar”, 1926). Чувство одиночества во враждебном мире, отрицание идейных догм и саморазоблачение, парадоксальное сочетание иронической сатиры и исповеди, отчаянные поиски религиозного и этического идеала, смысла в абсурдном призрачном бытии - все это выражено дерзкими, непривычными для шведской поэзии художественными средствами, позволяющими рассматривать книгу Ш. в контексте экспрессионизма. Не связанный непосредственно с европейским авангардом, Ш., однако, проявлял интерес к новейшей живописи; определенную роль в его переориентации сыграла ранняя лирика П.Лагерквиста*, но ее эмоциональная насыщенность в лихорадочной поэзии Ш. многократно усилена. Стихотворения сборника полны зримыми, осязаемыми экспрессивными образами, в которых материализуются движения чувств и психические реакции, обретающие наглядность галлюцинаций. Не отказываясь от стихотворного метра и рифмы, широко используя также выразительные возможности белого стиха, Ш. радикальным образом обновляет и обогащает поэтическую речь разговорной, бытовой, деловой лексикой, рекламными и газетными текстами, специальными техническими и экономическими терминами, неожиданными сочетаниями абстрактных и конкретных понятий (“огненные методы тревоги”, “догмы толкали друг друга”), резкими переходами, контрастами, деформациями. В поисках разнообразия ритмико-фонетических средств (рифм, аллитераций и т.п.) Ш. порой сближается с футуризмом.Публика и критика не приняли “нового” Ш., но впоследствии сборник “Кризисы и венки” занял одно из центральных мест в шведской литературе межвоенного периода и сыграл виднейшую роль в становлении шведского поэтического модернизма 1930-1940-х. Из огромного рукописного наследия Ш. опубликована лишь небольшая часть в нескольких изданных посмертно сборниках.Соч.: Skrifter [5 d.]. Stockholm, 1929; Fridas andra bok. Stockholm, 1929; Minnen frân jorden. Stockholm, 1940; Syntaxupproret. Stockholm, 1955; Fridas tredje bok. Stockholm, 1956.Лит.: Helen G. Kriser och kransar i stilhistorisk belysning. Stockholm; Köpenhavn, 1946; AxbergerG. Lilla Paris' undergâng. Stockholm, 1960; Synpunkter pâ Birger Sjöberg/ Red. L.H.Tunving. Stockholm, 1966; Svedjedal J. Skrivaredans. Birger Sjöbergs liv och diktning. Stockholm, 1999.А. Мацевич
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.