- Шёнберг, Арнольд
- (Schönberg, Arnold)(13.09.1874, Вена - 13.07.1951, Лос-Анджелес, США)австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик, дирижер, художник. Родился в семье небогатого коммерсанта, в восемь лет начал сочинять музыку. Глава новой венской школы, фактически ставшей синонимом музыкального экспрессионизма (название возникло в сравнении с “первой венской школой”, которую представляли Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт). Ш. не получил систематического музыкального образования, кратковременно брал уроки у своего будущего шурина, австрийского композитора и дирижера А.Цемлинского. С 1925 - профессор композиции в Прусской Академии искусств в Берлине. В 1933 эмигрировал, жил и работал в США. Представители школы Ш.: А.Берг*, А.Веберн, Г.Айслер, Э.Штайн и др. Автор музыкально-теоретических работ и критических статей. Один из крупнейших лидеров первой волны музыкального авангарда. Новаторские эксперименты Ш. базировались на углубленном изучении традиции, в первую очередь И.Брамса, Р.Вагнера, Р.Штрауса, Г.Малера.Уже в сочинениях “романтического” периода (1897-1908: струнный секстет “Просветленная ночь”, 1899; симфоническая поэма “Пеллеас и Мелизанда”, 1903; 1918; кантата “Песни Гурре”, 1911 и др.) проявились близкие экспрессионизму черты. Но радикальный переход собственно к экспрессионизму совпал с освоением новой системы музыкального мышления - так называемой “свободной атональности” (приблизительно с 1908 до начала 1920-х: отдельные стихотворения из “Книги висячих садов” С.Георге, ор. 15 для сопрано и фортепьяно, 1909, три фортепьянные пьесы ор. 11, пять оркестровых пьес ор. 16 и др.). Интуитивное самовыражение, высвобождение иррациональных сил подсознания приводит к отказу от привычных канонов прекрасного. Каждое сочинение становится напряженным поиском новой духовности в дисгармоничном и противоречивом мире. В этот период на формирование эстетических взглядов Ш. оказало влияние его сближение с О.Кокошкой* и В.Кандинским*. Одновременно Ш. занимается живописью, его картины экспонируются на экспрессионистских выставках, его произведения (живописные и музыкальные, также как и композиции Берга* и Веберна) представлены в альманахе “Дер блауэ райтер”*.Первый опыт экспрессионистского музыкального театра Ш. - монодрама “Ожидание” (либретто М.Паппенхейм, 1909, постановка 1924, Прага, дирижер А.Цемлинский). Единственная героиня оперы - безымянная женщина, доведенная до экстремального состояния психической дезинтеграции. Ее смутным предчувствиям “резонирует” пугающий ночной пейзаж. Драма с музыкой “Счастливая рука” (либретто автора, 1913) для солиста, хора, оркестра и пантомимической группы выражает фатальное одиночество отчужденной личности через переживания героя (безымянного мужчины), который окружен бессловесными персонажами и комментирующим хором. Мелодрама “Лунный Пьеро” (1912, текст А.Жиро) - пример экспрессионистской лирики, нервно-возбужденной и потаенной, насыщенной скрытыми символами. Здесь Ш. впервые использует новую манеру скользящего полупения-полуговора (Sprechgesang), создающую неповторимый художественный эффект остранения избранного текста.В 1920-е с переходом к двенадцатитоновой системе композиции (додекафонии) экспрессионистский период в творчестве Ш. заканчивается. Однако отдельные пересечения с экспрессионизмом возникают и в дальнейшем. В опере “Моисей и Аарон” (1932, неокончена) на основе библейского мифа трагедийно осмыслена нравственно-философская проблематика: смятение и колебания народа, нуждающегося в пастыре и в осязаемых истинах, и одиночество непонятого пророка, который, не обладая красноречием, не может вразумить толпу, поклоняющуюся золотому тельцу. В антифашистских произведениях “Ода Наполеону” (по Байрону, 1942) и “Уцелевший из Варшавы” (1947) Ш. приходит к тематике социального протеста.Идеи Ш. были развиты учениками и подхвачены во второй половине XX в., в том числе и опосредованно - через творчество Веберна и Берга.Лит.: Stückenschmidt H.H. Schönberg. Leben. Umwelt. Werk. Zürich, 1974; Соллертинский И. Шёнберг. Л., 1934; Шахназарова H. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М., 1975; Кон Ю. Шёнберг // Музыка XX в. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984.Е. Тараканова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.