Шиле, Эгон


Шиле, Эгон
(Schiele, Egon)
(12.06. 1890, Тульн, Нижняя Австрия - 31.10.1918, Вена)
   австрийский живописец и график. Родился в семье чиновника. В 1906-1909 учился в Академии художеств в Вене, в 1908-1911 жил и работал в постоянном общении с историком искусства О.Бенешем и художником Г.Климтом. В 1911-1912 - член мюнхенского объединения “Зема” (“Sema”), участник выставок “Дер блауэ райтер”* (Мюнхен) и “Зондербунда” (“Sonderbund”, Кёльн). В 1913-1918 постоянный участник крупнейших художественных выставок в Вене, Мюнхене, Кёльне, Риме, Брюсселе и Париже. Рано скончавшийся Ш. может быть по праву поставлен в один ряд с Ф.Кафкой* и О.Кокошкой* как фигура масштабно равноценная в австрийском экспрессионизме и получившая в 1910-е столь же громкую международную известность.
   Некоторые исследователи не без оснований сравнивают Шиле с Э.Мунком*, еще более очевидно его сходство с немецким скульптором В.Лембруком* по драматизму ощущения своей эпохи и заведомой предопределенности их трагических судеб. О Ш. можно говорить как о фигуре жертвенной в искусстве; он был художником-медиумом, наделенным способностью видеть нечто сверххарактерное в обыденной реальности и фиксировать эту последнюю как реальность духовно-экспрессивного и даже инфернального, фантасмагорического порядка. Данным обстоятельством можно объяснять преобладание в его обширном наследии мгновенных зарисовок с обнаженной натуры, а также его абсолютное равнодушие к полемике вокруг поисков в новейшем искусстве (“Я думаю, что нет никакого "современного" искусства, есть только искусство как таковое, и оно существует постоянно”, 1911).
   Еще в Академии Ш. сумел прийти к необходимой ему модификации приемов стиля “сецессион” и в дальнейшем оставался неподвластным воздействию парижского и мюнхенского авангарда начала 1910-х. Ш. всегда была свойственна исключительная свобода рисовальщика, особая “нервность” контурной линии в набросках обнаженной натуры, а также подчеркнуто графическая основа в живописных композициях. Как и у В.Лембрука, его творчество имело типично визионерскую корневую природу и отвечало представлениям грядущего экзистенциализма об изощренности сознания человека и относительности его физического бытия. (“Жить и умереть - это прекрасно! Я радуюсь и тому и другому!.. Художники чувствительны к великой вибрации света, к теплу, к дыханию живых существ, к приходу и уходу...”, 1911.) Такое восприятие жизни получило концентрированное воплощение в живописи Ш. начала 1910-х (“Всматривающийся в себя”, “Die Selbstseher”, “Смерть и человек”, “Tod und Mann”, 1911; “Агония”, “Agonie”, 1912; “Мертвый город”, “Tote Stadt”, 1912; “Смерть и девушка”, “Tod und Mädchen”, 1915). Почти каждый человеческий образ у Ш. воспринимается фантомом, астральным призраком, благодаря особой “пронзительности” позы и внутреннего состояния (“Мим ван Озен”, “Mime van Osen”, 1910; “Эдуард Космак”, “Eduard Kosmack”, 1910; “Автопортрет с черным сосудом и разведенными пальцами”, “Selbstbildnis mit schwarzem Tongeföss und gespreizten Fingern”, 1911 и др.). Молодой художник особенно пристально исследует загадку собственного “я”, утрируя порой мысль о патологической изнанке своего изображаемого двойника. В крупном плане лица ребенка Ш. щет отзвуки его прежних воплощений и некоей вселенской “осведомленности”, недоступной взрослым; обнаженное тело девочки-подростка для него - носитель едва сдерживаемого сексуального потенциала, предвестие чувственного взрыва.
   Откровенность эротики в рисунках и акварелях Ш. и его интерес к теме отношения полов ошеломляли зрителя. В марте 1912 Ш. был арестован в Нойленбахе после открытия выставки своих работ и заключен в тюрьму “за распространение безнравственных рисунков” (о психологическом потрясении художника свидетельствует его “Заключенный. Автопортрет” (“Gefangener. Selbstbildnis”, 1912), хранящийся в венской Альбертине) “Как художник он, разумеется, не отвечает малокровному нравственному идеалу положительного человека, - писал в защиту Ш. его друг и будущий биограф А.Ресслер. - Против чего он бессознательно протестует? Против всего половинчатого, незыблемого, чванливого, против тех, кто считает себя здоровыми и здравомыслящими во все времена [...] короче говоря, - против посредственности, мнящей себя образцом для остальных людей”. Эпизод с арестом свидетельствовал о силе воздействия искусства Ш., но и о его обреченности как художника, не способного на творческие компромиссы и на противостояние консервативному обществу. По иронии судьбы сам он в 1916 оказался надзирателем в лагере пленных русских офицеров в Нижней Австрии. В ноябре 1918, вскоре после первого большого успеха своих работ на 49-й выставке Венского Сецессиона, двадцативосьмилетний Ш. скоропостижно скончался от гриппа вместе с женой. Большинство его полотен и рисунков хранится в художественных музеях Вены.
   Произв.: “Подсолнечник”, “Sonnenblumen”, 1909; “Сидящий обнаженный” (“Автопортрет”), “Sitzender männlicher Akt” (“Selbstbildnis”), 1910; “Мертвая мать”, “Tote Mutter”, 1910; “Автопортрет с черным глиняным сосудом”, “Selbstbildnis mit schwarzem Tongefaß”, 1911; “Пророки” (“Двойной автопортрет”), “Propheten” (“Doppelbildnis”), 1911; “Женский портрет” (“Валери Нойциль”), “Portrait einer Frau” (“Valerie Neuzil”), 1912; “Двойной портрет” (“Otto и Генрих Бенеши), “Doppelportrait” (“Heinrich und Otto Benesch”), 1913; “Окна”, “Fenster”, 1914; “Автопортрет в образе св.Себастьяна” (“Selbstportrait als heiliger Sebastian”), 1914/1915; “Семья” (“Die Familie”), 1918.
   Соч.: Briefe und Prosa. Wien, 1921.
   Лит.: KallirO. Egon Schiele. Das druckgraphische Werk. Wien, 1970; Rallir J. Egon Schiele: The Complete Works. New York, 1990.
   Ю.Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Шиле, Эгон" в других словарях:

  • Шиле, Эгон — Egon Schiele …   Википедия

  • ШИЛЕ Эгон — ШИЛЕ (Schiele) Эгон (1890 1918), австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна (см. МОДЕРН). Учился в Венской Академии изящних искусств (1906 09), где под влиянием Г. Климта (см. КЛИМТ Густав) обратился к эротической теме.… …   Энциклопедический словарь

  • Шиле Эгон — Эгон Шиле, 1914 Автопортрет. 1912. Музей Леопольда Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн на Дунае  31 октября 1918, Вена)  австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского …   Википедия

  • Шиле — Шиле: Шиле, Эгон  австрийский художник Шиле, Александр Петр Адриан Яковлевич  российский архитектор Шиле  село, Табасаранский район Дагестана Шиле  район в провинции Стамбул (Турция) …   Википедия

  • Эгон Шиле — Эгон Шиле, 1914 Автопортрет. 1912. Музей Леопольда Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн на Дунае  31 октября 1918, Вена)  австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского …   Википедия

  • ЭГОН ШИЛЕ — СКАНДАЛ — «ЭГОН ШИЛЕ СКАНДАЛ» (Egon Schiele Exzesse) Австрия Западный Берлин ФРГ Франция, при участии Югославии, 1980, 95 мин. Исторический фильм, мелодрама, драма. Художник Эгон Шиле, живущий вместе со своей бывшей натурщицей Валли, однажды становится… …   Энциклопедия кино

  • ШИЛЕ (Schiele) Эгон — (1890 1918) австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шиле — Эгон (Schiele, Egon) 1890, Тульн, близ Вены 1918, Вена. Австрийский живописец и график. Учился в венской Академии художеств (1906 1909). В 1907 познакомился с Климтом, который привлек его к сотрудничеству в Венской мастерской . Ранние работы… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Schiele Egon — Шиле Эгон (1890 1918) художник, наиболее значительный представитель австрийского экспрессионизма. В своих работах с необычайной силой выразил душевное состояние современников, подавленных ужасами 1 й мировой войны см. тж. Expressionismus, Leopold …   Австрия. Лингвострановедческий словарь

  • Зальцбург — город в Австрии, административный центр земли Зальцбург, на реке Зальцах. 144 тыс. жителей (1991). Международный аэропорт. Машиностроение, полиграфическая, деревообрабатывающая, швейная промышленность. Университет. Ежегодные музыкальные фестивали …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Шиле, Эгон» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.