- Шиле, Эгон
- (Schiele, Egon)(12.06. 1890, Тульн, Нижняя Австрия - 31.10.1918, Вена)австрийский живописец и график. Родился в семье чиновника. В 1906-1909 учился в Академии художеств в Вене, в 1908-1911 жил и работал в постоянном общении с историком искусства О.Бенешем и художником Г.Климтом. В 1911-1912 - член мюнхенского объединения “Зема” (“Sema”), участник выставок “Дер блауэ райтер”* (Мюнхен) и “Зондербунда” (“Sonderbund”, Кёльн). В 1913-1918 постоянный участник крупнейших художественных выставок в Вене, Мюнхене, Кёльне, Риме, Брюсселе и Париже. Рано скончавшийся Ш. может быть по праву поставлен в один ряд с Ф.Кафкой* и О.Кокошкой* как фигура масштабно равноценная в австрийском экспрессионизме и получившая в 1910-е столь же громкую международную известность.Некоторые исследователи не без оснований сравнивают Шиле с Э.Мунком*, еще более очевидно его сходство с немецким скульптором В.Лембруком* по драматизму ощущения своей эпохи и заведомой предопределенности их трагических судеб. О Ш. можно говорить как о фигуре жертвенной в искусстве; он был художником-медиумом, наделенным способностью видеть нечто сверххарактерное в обыденной реальности и фиксировать эту последнюю как реальность духовно-экспрессивного и даже инфернального, фантасмагорического порядка. Данным обстоятельством можно объяснять преобладание в его обширном наследии мгновенных зарисовок с обнаженной натуры, а также его абсолютное равнодушие к полемике вокруг поисков в новейшем искусстве (“Я думаю, что нет никакого "современного" искусства, есть только искусство как таковое, и оно существует постоянно”, 1911).Еще в Академии Ш. сумел прийти к необходимой ему модификации приемов стиля “сецессион” и в дальнейшем оставался неподвластным воздействию парижского и мюнхенского авангарда начала 1910-х. Ш. всегда была свойственна исключительная свобода рисовальщика, особая “нервность” контурной линии в набросках обнаженной натуры, а также подчеркнуто графическая основа в живописных композициях. Как и у В.Лембрука, его творчество имело типично визионерскую корневую природу и отвечало представлениям грядущего экзистенциализма об изощренности сознания человека и относительности его физического бытия. (“Жить и умереть - это прекрасно! Я радуюсь и тому и другому!.. Художники чувствительны к великой вибрации света, к теплу, к дыханию живых существ, к приходу и уходу...”, 1911.) Такое восприятие жизни получило концентрированное воплощение в живописи Ш. начала 1910-х (“Всматривающийся в себя”, “Die Selbstseher”, “Смерть и человек”, “Tod und Mann”, 1911; “Агония”, “Agonie”, 1912; “Мертвый город”, “Tote Stadt”, 1912; “Смерть и девушка”, “Tod und Mädchen”, 1915). Почти каждый человеческий образ у Ш. воспринимается фантомом, астральным призраком, благодаря особой “пронзительности” позы и внутреннего состояния (“Мим ван Озен”, “Mime van Osen”, 1910; “Эдуард Космак”, “Eduard Kosmack”, 1910; “Автопортрет с черным сосудом и разведенными пальцами”, “Selbstbildnis mit schwarzem Tongeföss und gespreizten Fingern”, 1911 и др.). Молодой художник особенно пристально исследует загадку собственного “я”, утрируя порой мысль о патологической изнанке своего изображаемого двойника. В крупном плане лица ребенка Ш. щет отзвуки его прежних воплощений и некоей вселенской “осведомленности”, недоступной взрослым; обнаженное тело девочки-подростка для него - носитель едва сдерживаемого сексуального потенциала, предвестие чувственного взрыва.Откровенность эротики в рисунках и акварелях Ш. и его интерес к теме отношения полов ошеломляли зрителя. В марте 1912 Ш. был арестован в Нойленбахе после открытия выставки своих работ и заключен в тюрьму “за распространение безнравственных рисунков” (о психологическом потрясении художника свидетельствует его “Заключенный. Автопортрет” (“Gefangener. Selbstbildnis”, 1912), хранящийся в венской Альбертине) “Как художник он, разумеется, не отвечает малокровному нравственному идеалу положительного человека, - писал в защиту Ш. его друг и будущий биограф А.Ресслер. - Против чего он бессознательно протестует? Против всего половинчатого, незыблемого, чванливого, против тех, кто считает себя здоровыми и здравомыслящими во все времена [...] короче говоря, - против посредственности, мнящей себя образцом для остальных людей”. Эпизод с арестом свидетельствовал о силе воздействия искусства Ш., но и о его обреченности как художника, не способного на творческие компромиссы и на противостояние консервативному обществу. По иронии судьбы сам он в 1916 оказался надзирателем в лагере пленных русских офицеров в Нижней Австрии. В ноябре 1918, вскоре после первого большого успеха своих работ на 49-й выставке Венского Сецессиона, двадцативосьмилетний Ш. скоропостижно скончался от гриппа вместе с женой. Большинство его полотен и рисунков хранится в художественных музеях Вены.Произв.: “Подсолнечник”, “Sonnenblumen”, 1909; “Сидящий обнаженный” (“Автопортрет”), “Sitzender männlicher Akt” (“Selbstbildnis”), 1910; “Мертвая мать”, “Tote Mutter”, 1910; “Автопортрет с черным глиняным сосудом”, “Selbstbildnis mit schwarzem Tongefaß”, 1911; “Пророки” (“Двойной автопортрет”), “Propheten” (“Doppelbildnis”), 1911; “Женский портрет” (“Валери Нойциль”), “Portrait einer Frau” (“Valerie Neuzil”), 1912; “Двойной портрет” (“Otto и Генрих Бенеши), “Doppelportrait” (“Heinrich und Otto Benesch”), 1913; “Окна”, “Fenster”, 1914; “Автопортрет в образе св.Себастьяна” (“Selbstportrait als heiliger Sebastian”), 1914/1915; “Семья” (“Die Familie”), 1918.Соч.: Briefe und Prosa. Wien, 1921.Лит.: KallirO. Egon Schiele. Das druckgraphische Werk. Wien, 1970; Rallir J. Egon Schiele: The Complete Works. New York, 1990.Ю.Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.