Шрейер, Лотар


Шрейер, Лотар
(Schreyer, Lothar)
(псевдоним: Ангелус Паупер, Angelus Pauper)
(19.08.1886, Блазевиц/Дрезден - 18.06.1966, Гамбург)
   немецкий поэт, драматург, прозаик, эссеист, театральный критик, режиссер и педагог, живописец. Сын художника. На формирование личности Ш. наложило отпечаток впечатление от несчастливого брака родителей, попытки самоубийства матери. В университетах Гейдельберга, Берлина и Лейпцига изучал юриспруденцию и историю искусств. В 1910 получил докторскую степень за диссертацию, посвященную авторскому праву в литературе и искусстве. Вернулся в Берлин, занимался режиссурой, опубликовал критические эссе о театре и искусстве. 1911-1918 был ассистентом режиссера в гамбургском театре “Дойчес шаушпильхаус” (“Deutsches Schauspielhaus”). С 1914 систематически изучал восточные мистические учения немецкого средневекового мистика Й.Экхарта. С 1915 соратник Х.Вальдена* и соорганизатор журнала “Штурм”*, в 1916-1918 - его редактор и скрупулезный хронист творческой активности вокруг журнала.
   В художественной школе “Штурма” Ш. преподавал принципы экспрессионистского искусства в живописи и графике, на сцене, в музыке и поэзии. Задачу “Штурма” Ш. видел в том, чтобы “посредством юмора и сатиры обнажить и уничтожить отживающий тип человека и утвердить нового человека”. Произведения словесного искусства (“Wortkunstwerk”) представляют собой, по Ш., “ритмико-гармоническую композицию из отдельных предложений и отдельных слов”. Он полагал, что своих высот такое искусство достигло в творчестве А.Штрамма*, однако признавал, что по сравнению с живописью и графикой “Штурма”, успехи в словесном искусстве были более скромны.
   Вместе с Р.Блюмнером Ш. организовал вечера “Штурма” (“Sturm”-Abende); первый вечер был посвящен памяти погибшего на фронте А.Штрамма, 1916; к маю 1917 состоялось 33 заседания (всего 67). В 1918 в издательстве “Штурм” вышла антология поэзии школы “Штурма” за 1914-1918, где было опубликовано четыре стихотворения Ш. В них без труда угадывалось влияние А.Штрамма. От этого влияния ему удалось освободиться лишь в годы преподавания в “Баухаузе” (1921-1923).
   Свои эстетические принципы в области театра Ш. сформулировал в эссе “Произведение сценического искусства” (“Das Bühnenkunstwerk”, 1916), где утверждал необходимость такой конфигурации театральных элементов, которые бы вывели и зрителя, и актера за рамки традиционных выразительных средств в неведомый творческий мир. Ш. стремился превратить сцену в культовую арену, на которой слово, жест, свет, костюм и цвет стали бы не просто творческим материалом, но проводником в иной, метафизический мир. Свет рассматривался им как “самое простое техническое средство обращения телесности в духовность”. Действие пьес, свободное от всякого структурного диктата, подчинялось только ритму как внутренней форме, единственно связывающей все театральные элементы. Язык и жест, костюм и цвет подчеркивали миссию человека не как индивидуума, а как представителя человечества; наполненные драматизмом сценические коллизии выделяли процесс рождения нового человека и постижения мира духовного. Эти воззрения были практически реализованы в 1918 при постановке пьесы А.Штрамма “Святая Сусанна” (“Sancta Susanna”) и стали причиной театрального скандала. Пьесы Ш. (“Ночь”, “Nacht”; “Море”, “Meer”, 1916, “Мужчина”, “Mann”, 1917; “Жалоба”, “Klage”, 1918; “Скирнисмоль”, “Skirnismol”, “Распятие”, “Kreuzigung”, 1920; “Лунная игра”, “Mondspiel”, 1923) - типичные образцы экспрессионистской драмы. Они не изображали современность, но пытались проникнуть в суть бытия, представляя человеческую жизнь в отрыве от социальной среды.
   В 1918-1919 Ш. создает в Берлине театральную студию “Штурмбюне” (“Sturmbühne”, до 1921), в 1919 - в Гамбурге “Кампфбюне” (“Kampfbühne”), для которой разрабатывает новую технику так называемого “тембрового говорения” (“Klangsprechen”), близкую принципам речитатива А.Шёнберга* (актуализация “внутреннего голоса” человека за счет полной концентрации и погружения в себя). Искусно сдерживаемый внутренний экстаз сопровождался медленными ритмичными движениями, которые воспроизводили жизненный ритм в лаконичной и сжатой форме. Ритм и приравнивался к внутренней духовной жизни.
   В 1917 и 1918 в серии "Sturm"-Bücher” вышла теоретическая работа Ш. “Новое искусство” (“Die neue Kunst”, 1918). До 1921 все свои произведения экспрессионистской направленности он публиковал только в издательстве “Штурм”. С 1921 вместе с Л.Файнингером* преподавал в веймарском “Баухаусе” в качестве “мастера формы”, развивая дидактические взгляды художников “Штурма”. В 1923 после премьеры “Лунной игры”, метафизическая, культовая трактовка которой выходила за рамки общей концепции вольного духа “Баухауса”, Ш. был вынужден сложить с себя обязанности “мастера”. В 1924-1927 он был одним из ведущих деятелей школы искусства “Путь” (“Der Weg”) в Берлине и Дрездене, также в берлинском Центральном институте воспитания и преподавания. В 1928-1932 - редактор отдела культуры и художественной литературы в гамбургском “Ганзейском издательстве” (“Hanseatische Verlagsanstalt”).
   Встреча с М.Тишлером в 1928, повлияла на решение Ш. принять католичество. К концу творческого пути Ш. пришел к выводу: “Я знаю, что наша борьба за новое искусство была совершенно безрезультатна”. В поздней лирике Ш. не экспериментирует с языком, она тяготеет к классическим размерам, источая мир и покой и свидетельствуя об углублении его религиозной веры (“Францискус”, 1928; “Имена Марии”, “Лаахские сонеты”, 1948). Ш. много путешествовал по Германии и Австрии, выступал с докладами, устанавливал контакты с берлинской Великой ложей Frater ni tas Saturni Orient и с различными религиозными деятелями и организациями; работал над книгой “Любовь Св. Елизаветы”. В ретроспективной поэтической антологии Х.Вальдена “Экспрессионистская поэзия” (“Expressionistische Dichtung”, 1932) Ш. сделал следующее признание: “Двумя важнейшими вехами в моей жизни были "Штурм", который научил меня придавать образ внешнему миру, и христианская мистика, которая научила меня жить образами мира внутреннего”. С 1932 Ш. стал послушником доминиканского аббатства, с 1933 - работал над жизнеописаниями святых во фрейбургском издательстве “Каритас Ферлаг” (“Caritas Verlag”) под псевдонимом Ангелус Паупер. Во время бомбежки Гамбурга в 1943 погибла одна из лучших картин Ш. “Св. Елизавета”. С 1946 он занимался активной культурно-просветительской и литературной деятельностью, участвовал в конгрессах (“Освобожденное искусство”, “Befreite Kunst”, 1946; “Новая церковная музыка”, “Kongess für neue Kirchenmusik”, 1950), закончил роман “Монахини из Падуи” (“Die Nonnen von Padua”). В 1960 работал над триптихом для евангелической церкви Двенадцати апостолов в Гамбурге/Луруп и над романом “Праздник победы в Карфагене” (“Siegesfest in Karthago”). В 1961 - на выставке, посвященной “Штурму” (Шарлоттенбург/Берлин), впервые были представлены многие произведения Ш. В 1963 он передал Немецкому литературному архиву (Марбах/Некар) собрание книг из времен “Штурма” и “Баухауса”, неопубликованные рукописи и произведения изобразительного искусства. В 1965 состоялась выставка картин периода 1916-1963 в Гамбурге, в 1966- посмертная выставка театральных работ “Гамбург 13”.
   Соч. : Erinnerungen an Sturm und Bauhaus. München, 1956; Zwischen Sturm und Bauhaus. Das expressionistische Werk von L.Schreyer. Texte 1916-1965 / Hg. B.Keith-Smith. Stuttgart, 1985.
   Лит.: Jones M.A. Art as necessity: Lothar Schreyer's concept of art in “Der Sturm” // German Life and Letters 26. 1972/73; Pirsich V. Lothar Schreyer// Der Sturm und seine Beziehungen zu Hamburg und zu Hamburger Künstlern. Göttingen; 1981. Keith-Smith B. Lothar Schreyer. Ein vergessener Expressionist. Stuttgart, 1990.
   Н. Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Шрейер, Лотар" в других словарях:

  • Schreyer, Lothar —    см. Шрейер, Лотар …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Шульдт, Хинрих — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульдт. Хинрих Шульдт Дата рождения 14 января 1901(1901 01 14) Место рождения Гамбург Бланкенезе, Гамбург, Германская империя Дата смерти …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.