Штамм, Карл


Штамм, Карл
(Stamm, Karl)
(29.03. 1890, Веденсвиль, кантон Цюрих - 21.03. 1919, Цюрих)
   швейцарский поэт. Родился в многодетной семье торговца средней руки. Закончил учительский институт в Кюснахте, с 1910 учительствовал. В 1914 перебрался в Цюрих, в начале I мировой войны был призван в армию, в 1917 комиссован по состоянию здоровья; стал жертвой эпидемии гриппа.
   Ш. испытал влияние Э.Штадлера*, Р.М.Рильке, С.Георге, Г.Тракля*, К.Моргенштерна. Для его первого сборника стихотворений “Песнь песней” (“Das Hohelied”, 1913) характерна не свойственная швейцарской литературе интенсивность переживания. Его поэзия пронизана бескомпромиссной солидарностью с обездоленными, страждущими, униженными, поэт ощущал себя частью “мировой боли”, “душой” и “томлением всех вещей”. Идеи всемирного братства, религиозная патетика, повышенная экспрессивность языка - все это роднит Ш. с немецкими экспрессионистами. Он стремится к познанию “мировой воли” (“Я хотел невозможного. Я хотел познать непознаваемое. Я жаждал сорвать покров с тайны бытия”. - Письма, 24.05.1923). Его поэзия - это воплощенная в слове тоска по совершенству. Неудовлетворенность собой достигает временами такого накала, когда она может быть выражена только в крике*. Как и немецкие экспрессионисты, он использует опорные пары антиномий - начало и конец, свет и тьма (см. черное и белое*), рождение и смерть*. Образы его ранней поэзии далеки от реальной жизни, абстрактны, лишены пластичности и чувственной осязаемости, а нередко и смысловой определенности; переход от конкретного к абстрактному, от материального к духовному совершается стремительно, без подготовки. В то же время, в отличие от своих немецких собратьев, он не “ломает” язык и синтаксис, владеет многообразием поэтических форм, отдавая предпочтение сонету.
   В сборнике “Порыв сердца” (“Der Aufbruch des Herzens”, 1919) наметился интерес к более конкретным, осязаемым вещам и явлениям. На стихотворениях этого сборника, как и на цикле “Легенды” (“Die Legenden”, написаны 1917, опубликованы 1920) сказался опыт военной службы. Ш. пишет о страданиях животного и человека, столкнувшихся с жестокостями войны. В центре его произведений военных лет стоят общие для многих экспрессионистов проблемы: свобода и зависимость, власть и право, инстинкт и совесть, человек и толпа. Все чаще возникают религиозные мотивы и образы: Бог, Богоматерь, Иов, распятие, крестный путь, Голгофа. Смертельно раненная осколками гранаты лошадь вопрошает Спасителя, зачем он допускает такие страдания, но, видя муки Распятого, который не знает ответа на вопросы живой твари и от этого испытывает еще большие муки, забывает о собственных страданиях: “Спаси себя самого” (“Животное перед распятием”). Легенды, представляющие собой лиро-эпические рапсодии в прозе, проникнуты мрачным мироощущением и одновременно верой в Человека, способного подняться над распрями и бойней. Эти же мотивы звучат и в стихотворениях сборника. Солдат во враге узнает своего брата и требует наказать виновников бессмысленной бойни. “Избави нас от жажды избавления!” - говорит он Христу. Но, умирая, кается и в собственной вине. Голгофа - удел всех, в том числе и нейтрального швейцарца, воспринимающего мировую войну и распад традиционных ценностей как собственную трагедию (“Солдат перед распятием”).
   Ш. в большей мере, чем большинству экспрессионистов, свойственны метафизическая проблематика и религиозное мессианство. Мирочувствование поэта близко пантеизму. Заимствованное у мистиков противопоставление чувственно осязаемого мира идее Бога как пустоты и всепоглощающего мрака выражено в его поэзии не так отчетливо, как у Рильке или Моргенштерна. Он жалуется, что “свет распинает” его, но все же любит солнце, радуется наступающему утру и не способен без остатка раствориться в темной пустоте ночи (“Моя тоска по ночи пронизана жилками света”). “С безвременной кончиной Ш. швейцарская литература лишилась одного из своих самых тонких и талантливых лириков” (М.Штерн).
   Соч.\ Das Hohelied. Lyrische Dichtungen. Zürich, 1913; Aus dem Tornister / Von Karl Stamm. Marcel Brom und Paul H.Burkhard. Zürich, 1915; Der Aufbruch des Herzens. Zürich, 1919; Dichtungen. Gesamtausgabe in 2 Bd. Zürich, 1929; Briefe. 1931.
   Лит.: ErmatingerE. Dichtung und Geistesleben der deutschen Schweiz. München, 1933; Günther W. Dichter der neueren Schweiz. Bd. 2. Bern; München, 1968; Bänninger K. Karl Stamm // Neue Zürcher Zeitung. 1960.19.06.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Штамм, Карл" в других словарях:

  • Stamm, Karl —    см. Штамм, Карл …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Биотехнологии — Биотехнология интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации продуктов или процессов различного назначения. Чаще всего применяется в… …   Википедия

  • Бавария — У этого термина существуют и другие значения, см. Бавария (значения). Координаты: 49°00′00″ с. ш. 11°30′00″ в. д. / 49° с. ш. 11.5° в. д.  …   Википедия

  • Список президентов Национального совета Швейцарии — Президент Национального совета (нем. Nationalratsprasident; фр. President du Conseil national, итал. Presidente del Consiglio nazionale; ромш. President dal cussegl naziunal) председательствует на заседаниях Национального совета… …   Википедия

  • 1900 год — У этого термина существуют и другие значения, см. 1900 (значения). Годы 1896 · 1897 · 1898 · 1899 1900 1901 · 1902 · 1903 · 1904 Десятилетия 1880 е · 1890 е 1900 е …   Википедия

  • 1900 — Годы 1896 · 1897 · 1898 · 1899 1900 1901 · 1902 · 1903 · 1904 Десятилетия 1870 е · 1880 е 1890 е 1900 е · 1910 е Века XVIII век XIX век XX век …   Википедия

  • Изобретение — (Invention) Содержание Содержание 1. Патентоспособность изобретения 2. Патентные права изобретения 3. Распоряжение патентными правами изобретения 4. Великие изобретения Колесо Самолёт Порох Бумага Туалет Часы Электрическое освещение Холодильник… …   Энциклопедия инвестора

  • Премия Хьюго за лучшую постановку — Премия «Хьюго» за лучшую постановку (англ. Hugo Award for Best Dramatic Presentation)  одна из номинаций премии «Хьюго», которая присуждается за лучшую кинематографическую, телевизионную или театральную постановку, вышедшую в прошлом… …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Премия «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика — Премия «Оскар» за лучший лучшую работу художника постановщика  награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно с 1929 года. С 1940 по 1966 эта награда вручалась отдельно цветным и чёрно белым фильмам. Содержание 1 1929… …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.