- Штрамм, Август
- (Stramm, August)(29.07.1874, Мюнстер, Вестфалия - 01.09.1915, Городец, Россия)немецкий поэт, драматург. Сын почтового служащего. По желанию матери-католички готовился к карьере теолога. Но окончив гимназию в Аахене (с оценками “удовлетворительно” по всем предметам, исключая закон Божий и пение), по настоянию отца поступил на службу в почтовое ведомство. С 1899 Ш. жил в Берлине, где женился (1902) на писательнице и журналистке Э.Крафт. Первые берлинские годы он, по словам дочери, Инги Штрамм, больше рисовал “миловидные пейзажи и натюрморты для семейного пользования”, чем сочинял. В 1909 получил чин почтового инспектора. С 1905 по 1908 посещал вольнослушателем лекции в Берлинском университете (кроме лекций по литературе), в 1910 - защитил диссертацию под названием “Всемирный единый почтовый тариф” (“Das Welteinheitsporto”) в университете г. Халле. Стихи этого периода - если они были - утрачены. Ранние драматические произведения Ш. (“Крестьяне”, “Die Bauern” (1902-1907); “Бесплодные”, “Die Unfruchtbaren”, 1916: “Осколки”, “Rudimentär”, 1914) написаны в духе натурализма Г.Гауптмана. Лирико-мистические драмы “Языческая невеста” (“Haidebraut”, 1914) и “Святая Сюзанна” (“Sancta Susanna”, 1914; первоначальное название - “Мертвый цветок”, “Tote Blüte”, положена на музыку П.Хиндемитом) свидетельствуют об увлечении Ш. символизмом “стриндберговской чеканки” (Р.Халлер). После 1914 в его драматургию проникают экспрессионистские тенденции: универсализация сюжетного действия, схематизация героев, языковая концентрация и словотворчество (“Пробуждение”, “Erwachen”, 1915; “Усилия”, “Kräfte”, 1915; “Событие”, “Geschehen”, 1916).Будучи на поколение старше большиства молодых поэтов-экспрессионистов, Ш. с 1913 много и активно публиковался в журнале “Штурм”* как поэт, стал ближайшим сотрудником Х.Вальдена*; по выражению Инги Штрамм, “в нем пробудился демон”. При этом он продолжал вести тихую, размеренную жизнь, поэзии в ней отводилось время с четырех до восьми утра, в девять он уже был на службе, вечерами курил или музицировал, по воскресеньям отправлялся с семьей на прогулку. Летом 1914 Ш., имевший чин капитана запаса, был призван в армию и погиб на Восточном фронте; похоронен в Городце. По мнению В.Меринга, Ш., подобно Г.Траклю*, сознательно пошел на смерть “из отчаянного самоубийственного порыва”. Большая часть его стихов (кроме “ранних”, которые автор собирался объединить в несостоявшийся цикл “Круг” (“Der Kreis”)), включена в сборники “Ты. Стихи о любви” (“Du. Liebesgedichte”, 1913-1915) и “Капля крови. Стихи с войны” (“Tropfblut. Gedichte aus dem Krieg”, 1914-1915).Тематически поэзия Ш. вполне традиционна, ее необычность определяется формой. Ш.- создатель предельно сжатого-“аббревиатурного”, ритмически напряженного, синтаксически и грамматически редуцированного стиха. Он “вычищает косточки” (А.Зоргель) из слов и предложений, лишая слова суффиксов и префиксов, артиклей и падежных окончаний; слова у него “незаконно” соединяются друг с другом (“rotweichrot” - “красный-мягкий-красный”), переходят из класса в класс (“blumen” - глагол действия от “die Blume”, цветок). Наречия и прилагательные, изгоняются ритмом, заданным чередованием существительных и глаголов (“Боль бередит/ Надежду приводят в ужас / Роды в корчах / Жизнь поглотит поколенья”). “Эти стихи жаждут вновь принять форму скорее вопля, чем искусства” (К.Эдшмид). Слово для Ш. - озвученный аффектированный жест (“Klanggebärde”), при частом повторе оно утрачивает предметный смысл и уже не обозначает, а озвучивает мир. Если в своих грамматико-синтаксических экспериментах Ш. сближается с Маринетти, то в области ритмики ориентируется на взгляды и стихотворную практику А.Хольца (“Революция в лирике”, “Revolution in der Lyrik”, 1899). Он отказывается от музыкальности в пользу слова как такового, ритм возникает из естественного звучания речи, порядка слов и пауз, любая строка оформляется Ш. как самостоятельное ритмическое целое. Мнения о сущности языкового эксперимента Ш. расходятся до сих пор: одни видят в нем “мучителя языка”, “футуриста-авантюриста” (В.Мушг), другие убеждены, что он “обновил немецкий язык” (Р.Радризани).Ш., открытый Х.Вальденом, в годы перед I мировой войной являлся главной поэтической фигурой в журнале “Штурм”, затем был основательно забыт. В 1960-1970-е вновь возник интерес к его поэзии; его драматургия в настоящее время забыта, письма и дневники большей частью не опубликованы и не изучены.Соч.: Das Werk. Wiesbaden, 1963; Kritische Essays und unveröffentliches Quellenmaterial aus dem Nachlaß des Dichters. Berlin, 1979.Лит.: HallerR. August Stramm// Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Bern; München, 1969; Expressionismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910-1920. Stuttgart, 1982; Stramm MI Stramm A. Dein Lächeln weint Wiesbaden, 1956; Bozzetti E. Untersuchungen zu Lyrik und Drama August Stramms. Münster, 1961.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.