- “Штурм”
- (“Der Sturm”, “Буря”, 1910-1932)один из наиболее значительных журналов экспрессионизма. Издатель - Херварт Вальден* (с 1915 совместное редактирование с Л.Шрейером*). Первые три года выходил раз в неделю (“Еженедельник культуры и искусств”), затем - раз в две недели, с 1918 - раз в месяц. В программном заявлении Вальдена в первом номере журнала говорится: “Мы решили издавать себя сами”. Для реализации этого замысла было создано одноименное издательство, просуществовавшее до последнего номера “Ш.” (№21, 1932). Обладая “феноменальным чутьем на молодые дарования и настоящее искусство” (Н.Вальден), X.Вальден привлек к совместной работе литераторов, художников и музыкантов, составивших славу экспрессионизма. Идея программного и символического названия журнала принадлежала его первой супруге, Э.Ласкер-Шюлер* (регулярно печаталась в “Ш.” со стихами и рисунками до марта 1912). С первых же номеров высокий художественный уровень и новаторский стиль публикаций (первыми авторами были П.Баум, Р.Шикеле*, К.Краус*, Ф.Хардекопф*, А.Эренштейн*), философско-эстетическое кредо молодых литераторов и критиков (М.Брод*, К.Хиллер*, С.Фридлендер [Минона], Ф.Хюбнер, Э. фон Унгер, В.Воррингер* и др.) поставили его вне конкуренции на фоне многочисленных подобных изданий. В первых номерах “Ш.” публикуются многие ключевые тексты экспрессионизма, обозначившие смену художественной парадигмы искусства (А.Дёблин*, “Убийство одуванчика”, № 28; Я. Ван Ходдис*, цикл “Варьете”, “Variete”, № 47; Э.Бласс*, “Слабонервный”, № 49; А.Лихтенштейн*, “Сумерки”, “Die Dämmerung”, № 55). Регулярное появление уже с майских номеров журнала иллюстраций О.Кокошки*, “рисующего гения поколения” (Э.Бласс), первоклассных гравюр, выполненных с авторской матрицы (с №9, 10), использование большого формата, необычного набора текста в три колонки и шрифта “антиква” завершили формирование эффектного внешнего облика журнала. Начиная с 1911, в деятельности “Ш.” активно участвуют художники объединений “Брюкке”* (“Мост”) и “Дер блауэ райтер”* (“Синий всадник”). Работы М.Пехштейна*, Э.Нольде*, Э.Л.Кирхнера*, Э.Хеккеля*, К.Шмидта-Ротлуффа*, А.Сегала и др. придавали журналу неповторимый облик; художественные репродукции и литературные тексты составляли единое эстетическое целое. Из номера в номер печатались партитуры музыкальных произведений Х.Вальдена, его критические и теоретические статьи, произведения писателей других стран (Г.Аполлинера, Л.Арагона, А.Бретона, Д.Бурлюка, Т.Дери, П.Элюара, С.Пшибышевского*, А.Рембо, А.Стриндберга*). С 1912 со страниц журнала к немецкому читателю обращается итальянский футуризм (“Манифест футуристов”, У.Боччони и К.Kappa, № 103; “Манифест футуризма” Ф.Т.Маринетти, № 104). В 1912-1913 журнал впервые знакомит читателя с начинающими Г.Бенном*, Г.Эренбаум-Дегеле*, Э.В.Лоцом*, печатает сонеты П.Цеха*, а также ставшие впоследствии знаменитыми живописные и графические произведения Ф.Марка* (№ 125-128), В.Кандинского* (№ 129), Г.Мюнтер* (№ 136), А.Макке* (№ 138-139).“Ш.”, как и “Акцион”*, становится признанной трибуной для антибюргерски настроенных литераторов и художников. Но, в отличие от “Акциона”, “Ш.” до 1920-х находился в стороне от непосредственных политических событий и концентрировал усилия на развитии и пропаганде “нового искусства”, создании и популяризации своей оригинальной художественной школы, поддержке молодых талантливых поэтов и художников. Особое положение “Ш.” на экспрессионистском Олимпе сделало из него излюбленную мишень критики в буржуазной прессе, нападки которой “необычайно сплотили их ряды, повысили чувство солидарности и самосознания группы как союза единомышленников и пионеров нового искусства” (Н.Вальден). Дом на Потсдамерштрассе, 134 А, где располагалась редакция, стал центром кристаллизации европейского авангарда, в котором осуществлялся редчайший симбиоз литературы, живописи и музыки. В художественной галерее “Ш.” выставлялись Пикассо и Делоне, П.Клее* и Л.Файнингер*, М.Шагал* и В.Кандинский. На музыкальных вечерах “Ш.” (“Melos-Abende”) звучали произведения А.Шёнберга*. За десять лет в Берлине и др. европейских городах состоялось более ста художественных выставок, организованных Х.Вальденом. В апрельском номере 1914 (№ 2) на страницах “Ш.” впервые появляется имя А.Штрамма*, который сыграл особую роль в развитии экспрессионистского “искусства слова” (“Wortkunst”). Вальден называл А.Штрамма “возмутителем спокойствия, сокрушившего все традиции в поэтическом языке”. За четыре военных года “Ш.” сообщил о гибели Э.В.Лоца (январь 1915), А.Макке (февраль 1915), А.Штрамма (сентябрь 1915), Ф.Марка (март 1916), В.Рунге (апрель 1918), К.Штрипе (май 1918). Журнал последовательно выступал в поддержку экспрессионизма и в трудные военные, и в послевоенные годы, публикуя, помимо своих номеров, еще и специальные книжные серии (“Sturm-Bücher”, 1914-1917; “Sturm-Bilderbücher”, 1917-1924), служившие консолидации идей “Ш.”. С сентября 1916 по конец апреля 1917 X.Вальден вместе со своими единомышленниками Л.Шрейером и Р.Блюмнером провели в галерее “Ш.” 67 поэтических вечеров (“Sturm-Abende”). Результатом этих вечеров стала антология избранных стихотворений “Штурма”, печатавшихся с 1914 по 1918 и представлявших весь спектр “искусства слова” в том виде, в каком его видел X.Вальден к 1918 (“Sturm-Abende. Ausgewählte Gedichte Berlin”*, 1918).Деятельность “Ш.” этого периода была звездным часом экспрессионизма: нигде и никогда не произошло такого мощного слияния и совпадения творческих усилий писателей, критиков, художников, графиков, музыкантов, придавших движению неповторимое лицо и определивших его стилистическое многообразие. В то же время “Ш.” широко печатал представителей др. течений европейского авангарда - футуризма, фовизма, орфизма, а в 1920-е - конструктивизма. С 1918 “Ш.” в значительной степени меняет свои приоритеты. Круг авторов сужается, характер публикаций, в основном, соответствует доктрине школы “Ш.”, которая представлена в статьях Х.Вальдена “О понятийном в поэзии” (“Über das Begriffliche in der Dichtung”, 1918) и Л.Шрейера “Экспрессионистская поэзия” (“Expressionistische Dichtung”, 1918). “Ш.” покидают А.Дёблин, К.Хайнике, А.Кноблаух. Поэты-последователи А.Штрамма Л.Шрайер, А.Альвон, Ф.Р.Беренс, О.Небель, К.Либман, К.Швиттерс приходят на смену первому поколению экспрессионистов. Их поэзию Н.Вальден сравнивает с “конструктивистским кубизмом в новой живописи”, страницы журнала визуально напоминают жесткие стальные конструкции, ритмичные композиции из отдельных слов и предложений. Однако, по признанию самих теоретиков, заслуги “Ш.” на этом поприще “оказались весьма скромными” (Л.Шрейер). С середины 1920-х Вальден “оказался в стороне от новейшего авангарда” (Б.Финкельдей). В эти годы он увлечен Советским Союзом, различными сторонами русского быта и русской культурой в Берлине, с восторгом отзывается о Камерном театре А.Таирова, о премьере в Берлине “Броненосца "Потемкина"” С.Эйзенштейна* и русском кабаре “Синяя птица” (“Штурм”, №6, 1922). Вальден состоял членом “Общества друзей новой России”, часто и подолгу бывал в Советском Союзе, не присущие ему прежде социалистические идеи вытесняют прежнюю художественную направленность “Ш.”. После посещения нескольких советских республик в 1930 он опубликовал свои путевые заметки в специальном выпуске “Ш.”.В июне 1932 Вальден, который находился в тяжелом финансовом кризисе и уже давно думал о переезде в Советский Союз, принял предложение издавать там энциклопедию современной литературы, закрыл журнал и переселился в Москву. Принял участие в международной дискуссии об экспрессионизме, выступив на страницах выходившего в Москве журнала немецкой эмиграции “Ворт” (“Das Wort”, 1938, № 2 и 9), отстаивал в полемике против Д.Лукача* и А.Куреллы позиции “Ш.” и отвергал попытки представить экспрессионизм предшественником фашизма (см. “Пролеткульт и экспрессионизм”*). 13 марта 1941 X.Вальден был арестован по обвинению в шпионской деятельности в пользу Германии. Умер 31 октября 1941 в Саратовской тюрьме от декомпенсации сердечной мышцы.Лит.: Ein Erinnerungsbuch an Herwarth Waiden und die Künstler aus dem Sturmkreis / Waiden N., SchreyerL. Baden-Baden, 1954; Kolinski E. Engagierter Expressionismus. Eine Analyse expressionistischen Zeitschriften. Stuttgart, 1970; Overbeck A.A. Der “Sturm-Kreis”: culmination of a morality. Nachviese, 1971; PirsichV. “Der Sturm”. Eine Monographic Herzberg, 1985; Финкельдей Б. Лучший из миров: Херварт Вальден и Советский Союз // Берлин-Москва, 1900-1950. Мюнхен; Нью-Йорк; Москва. 1996.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.