- Эйнштейн, Карл
- (Einstein, Carl)(26.04.1885, Нойвид на Рейне - 03.07.1940, Гав-де-По, Франция)немецкий писатель, издатель, теоретик искусства. Вырос в Карлсруэ, куда семья переселилась в 1886; в 1903-1904 обучался банковскому делу, с 1904 по 1908 изучал историю искусств и философию в Берлине. В годы I мировой войны - солдат на Западном фронте, позднее (тесно общаясь с Г.Бенном* и К.Штернгей-мом*) служил в Брюсселе. В 1918-1919 участвовал в восстании “Союза Спартака”.Э. принадлежал к кругу Ф.Пфемферта* и с 1912 по 1918 был одним из ведущих сотрудников журнала “Акцион”*, но порвал с ним, когда журнал стал, по его мнению, слишком политизированным и пропаганда вытеснила с его страниц литературу. Совместно с Я. ван Ходдисом* и Ф.Хардекопфом* выступал на литературных вечерах, устраиваемых редакцией. Публиковался также в журнале “Ди вайсен блеттер”* и др. Его лирика и проза представлены в известных антологиях экспрессионизма “Общность” (“Gemeinschaft”, составитель Л.Рубинер*, 1919) и “Друзья человечества” (“Kameraden der Menschheit”). Его высоко ценили Г.Бенн, Э.Штадлер* и многие др. экспрессионисты. Сам он, однако, как и некоторые видные участники течения, не относил себя к нему, высказываясь об экспрессионизме преимущественно с иронией. Стилистически Э. действительно сторонился экспрессионистского пафоса и риторики, напряженной эмоциональности. Его собственный стиль отличается строгостью, лаконичностью, фрагментарностью. Интенсивность выражения в его произведениях скорее близка архаичной пластике, чем авангардной поэтике его времени. Тем не менее, именно он, по мнению Г.Бенна, “был далеко впереди”, опережая др. экспрессионистов, и даже “возглавлял” ту художественную революцию, которой ознаменовалось начало XX в.Первая публикация Э. - четыре коротких прозаических фрагмента под общим названием “Превращения” (“Verwandlungen”, 1908). Герой, юноша, предстающий то как “поэт”, то как авторское “я”, испытывает глубокий конфликт с внешним миром. Преодолеть эту пропасть можно только путем собственной гибели. Занимающая важное место теологическая тема представлена и в содержании, и в стилистике этих прозаических текстов, обозначенных как “легенды” и напоминающих проповеди или трактаты. Среди ранних сочинений также эссе “Сноб” (“Der Snob”, 1909), посвященное типу человека, испытывающего страх перед утратой идентичности. Характерно, что некоторые черты “снобизма” проявляются и в самой стилистике Э. - в неприязни к аллегории, метафорике, многословию, в идее самодостаточности художественного творчества, не соотнесенного с реальным миром.Одно из главных ранних произведений Э. - роман “Бебюкен, или Дилетанты чуда” (“Bebuquin oder die Dilettanten des Wunders”, 1912), состоящий из девятнадцати предельно коротких глав и свидетельствующий об экспериментальном характере его прозы. В “Бебюкене” разоблачается псевдостабильность мира, почувствованная писателем накануне I мировой войны. Роман охарактеризован Э.Штадлером как одна из самых интересных книг, созданных молодым поколением в Германии. Г.Бенн в 1948 оценил это произведение наряду с “Топью” А.Жида как образец “абсолютной прозы”. Подобно герою ранних “легенд”, Бебюкен страдает от разрыва с внешним миром, от раздвоения; двойничество - также один из характерных мотивов того времени, идущий еще от романтизма. Жизнеощущение героя, его убежденность, что он не такой, как все, отражает самосознание самого автора и соответствует избранной форме - гротеску, персонажи как бы состоят из одних “голосов”: они лишь рассказывают “самих себя”, избирая излюбленную экспрессионистскую форму монолога. Героев Э. отличает крайний индивидуализм. Бебюкен стремится к “абсолюту”, его не устраивает реальная жизнь, он ищет чуда, но оно не наступает. Автор старательно избегает всякой связи между отдельными персонажами, линиями и эпизодами, но и наличие такой связи ничего не раскрывает.Свою теорию романа Э. изложил в программном сочинении “О романе” (“Über den Roman”, 1912). Он выражает свое неприятие психологизма в литературе, описаний чувств персонажей и эмоциональных мотивировок их действий. Как и многие экспрессионисты (и др. авангардисты того времени), обрушивается на существующие романные формы. Его проза близка к абсурдизму. Именно поэтому им восхищались дадаисты, восторженно принявшие “Бебюкена” и считавшие, что именно Э. своим романом указал им путь. Абсурдизм возведен в ранг стилевого и мировоззренческого принципа. Повествователь остается безразличным наблюдателем безумного мира, апокалипсические мотивы, которым придан гротескный характер, подчеркивают конечность и бессмысленность жизни. Однако стилистика Э. вовсе не однообразна, он бывает циничным и меланхоличным, сдержанным и агрессивным.Теоретические размышления Э. продолжены в сочинении “Негритянская скульптура” (“Negerplastik”, 1915), превозносящем примитивизм в художественном творчестве, что соответствовало духу экспрессионизма. Сборник эссе “Примечания” (“Anmerkungen”, 1916) был воспринят при его появлении как один из важнейших документов нового искусства. Взгляд Э. на современное творчество, просвещенным знатоком и критиком которого он был, представлен в более позднем сочинении - “Искусство XX века” (“Die Kunst des 20. Jahrhunderts”, 1926), где он характеризует, в частности, и собственные эстетические принципы. Его теоретические работы и проза неотделимы друг от друга.Свою эстетическую программу, которую он считал характерной для всего экспрессионистского поколения, Э. обозначил, прежде всего, как разрушение предметности во имя утопии. Отказ от “объекта” проявляется, в частности, в глубоком интересе к кубизму, к “неметафорическим произведениям”, не обременяющим себя соответствием изображаемому. Его взгляд на кубизм перекликается с его пониманием архаичного искусства: в африканской пластике он видел “кубистские образы” предков. В его произведениях часто действуют безумцы, лжепророки, возникают видения конца света, напряженное ожидание вселенского краха, изображаемое в гротескной форме. Одна из излюбленных фигур в его книгах - бедняк, причем понимание бедности носит религиозный характер. В драме “Плохая весть” (“Die schlimme Botschaft”, 1921) вечный тип нищего воплощен в Иисусе и выступает как антипод современного общества. Эти сцены - по мнению многих критиков, лучшее из написанного Э. - были восприняты как провокация и привели к судебному процессу по обвинению автора в святотатстве; пьеса была запрещена.Все большее отвращение к своему времени привело к тому, что он утратил веру в способность литературы что-либо изменить, и в 1920-е перестал публиковаться. Изданный им (совместно с П.Вестхеймом) “Европейский альманах” (“Europa-Almanach”, 1925), составленный из работ самого Э., содержал только пародии. Однако он продолжал писать “в стол”, в частности фрагмент нового романа о Бебюкене.В 1929 Э. переехал в Париж, где написал “Некролог 1832-1932” (“Nekrolog 1832-1932”) - памфлет, близкий по характеру и стилистике экспрессионизму, в котором обрушился на Гете. В противовес “вечным ценностям” автор превозносил “простые идеи”, дерационализацию духа и языка человека. Здесь Э. еще говорил от имени экспрессионистского поколения, хотя к 1932, когда памфлет был опубликован, экспрессионизм уже остался в прошлом.Э. участвовал на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании; в мае 1940 был интернирован на юге Франции, совершил побег, пытался укрыться в монастыре. Третьего июля 1940 он покончил с собой в Гав-де-По (по другим данным - в Лестель-Бетарран). Его стихи были включены в одну из антологий, вышедших сразу после II мировой войны и напоминавших о забытых, хотя и выдающихся именах (“Антология стоявших в стороне”, “Anthologie der Abseitigen”, 1946), где среди других “необычных”, “странных” представлены Г.Балль, В.Кандинский*, П.Клее*, П.Пикассо и др.Соч.: Gesammelte Werke. 1962.Лит.: Wachsmuth Е. Nachwort zu “Bebuquin oder Die Dilettanten des Wunders”. 1962; Heissenbüttel H. Über Literatur. 1966; Penkert S. Carl Einstein (1885-1940)// Euphorion. 1967. 61; Graber H. Carl Einstein// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe, 1969; QuenzerG. Absolute Prosa. Carl Einsteins “Bebuquin oder Die Dilettanten des Wunders” // Der Deutschunterricht. 1965. 17; Selli K. Revolte und Revolution. Vorschlage zu einer Interpretation des “Bebuquin”//Alternative. 1970. 13.И.Мпечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.