- Энсор, Джеймс
- (Ensor, James)(13.04. 1860, Остенде - 19.11.1949, Остенде)бельгийский живописец и график, англичанин по происхождению. Родился в семье мелкого торговца, обучался живописи в Академии художеств в Брюсселе в 1877-1880 у Я.Порталса. В 1880 - учебная поездка в Лондон, Париж и в Голландию. В 1881-1882 был членом художественных объединений “Хризалид” (“La Chrisalide”) и “Эссор” (“L'Essor”), в 1884 - сооснователь группы “XX” в Брюсселе, в 1905 - член объединения “Современное искусство” (Антверпен).Творчество Э., художника-символиста, было сравнительно недолгим, но оказало заметное воздействие на стилистику экспрессионизма - особенно в 1910-е, когда интерес к его произведениям вновь резко возрос в Европе. Этого мастера принято считать одним из провозвестников экспрессионизма, наряду с Ван Гогом*, Гогеном и Мун-ком*. В их ряду Э. отличали обостренный интерес к теме мироздания и стремление выразить ее в сугубо философском и драматическом подтексте. Эта тенденция наметилась в творчестве Э. в начале 1880-х в жанре фантастического пейзажа и в карнавальной тематике.Вслед за английским романтиком-пейзажистом XIX в. У.Тёрнером, Э. отождествлял природу с макрокосмом, как осмысленную и неподвластную человеку стихию, причем скорее в мистико-инфернальном, чем пан-теистском духе. От Тернера он перенял особый интерес к световым эффектам, предпочтение к красному и золотисто-охристому тонам, а также характерную экстатичность трактовок в целом. В романтических пейзажах это свойство в немалой степени достигалось за счет интригующих названий полотен (“Христос, шагающий по водам”, “Le Christ marchant sur les eaux”, 1883; “Изгнание Адама и Евы из рая”, “Adam et Eve chasses du Paradis”, 1887; “Падение восставших ангелов”, “De val der opstandige engelen”, 1889 и др.). “Сюжет” возбуждал внимание и настроенность зрителя, но действие и персонажи фактически выводились за пределы изображаемого или “угадывались” в деструктивном хаосе стихий. “Меня вел скрытый инстинкт, восприятие морской атмосферы, - писал художник. - [...] Фантастические кувыркания облаков с их толпами причудливых созданий, танцующие миражи [...] протяжные стоны шторма наполняли мое воображение радостью, отвагой и безрассудством”.В сравнении с пейзажем тема карнавала и мотив маски крупным планом воспринимались как космос души Человека с той же мерой экспрессии и обобщения. Э. анализирует этот космос в том же инфернальном и драматическом ключе, мастерски обыгрывая нюансы характеристик персонажей в диапазоне философских понятий маски-лица и лица-маски. В литературе об Э. эта часть его творческого наследия неизменно связывается с общим фоном символизма в Европе. Действительно, Э. близко общался с Э.Верхарном, братьями-философами Реклю, физиком Э.Руссо и хорошо представлял себе обширный материал франко-фламандской комедийной и символистской литературы от Рабле до Верлена. В то же время он всю жизнь оставался интра-вертной и легко ранимой натурой, предпочитал затворничество в провинциальном Остенде, и его реакция на современность нередко принимала крайне болезненные формы. Внимания поэтому заслуживает именно экспрессия его самовыражения как живописца, часто граничащая с состоянием пароксизма. Маски Э. - не социальные характеристики, но именно инфернальные сущности с их внутренней патологией и безграничной свободой перевоплощений. Эта позиция была заявлена уже в “Скандализованных масках” (“Les masques scandalises”, 1883), где тривиальная домашняя сцена превращается в фантасмагорию. Художник последовательно развивает от картины к картине представление о маске как зеркале демонической сущности Человека и о неизбежной метаморфозе - сращении маски с человеческим лицом, то есть с душой homo sapiens. Кульминационными полотнами в развитии этой идеи стали “Интрига” (“De Intrige”, 1890), “Добрые судьи” (“De goede rechters”, 1891) и “Автопортрет в окружении масок” (“Ensor omringd door maskers”, 1899). Правда, Э. мог допускать и принципиальное исключение, например, в “Страждущем человеке” (“De man van smarten”, 1891), где он отождествляет лик Христа с маской Страдания в необычной иконографии.В начале 1900-х стали очевидными признаки начинающегося психического расстройства художника, в результате чего резко снизилась его творческая активность. Формально он продолжал оставаться членом объединения “современное искусство” (Антверпен) до 1905, а его полотна появлялись на крупнейших выставках в Париже, Мюнхене, Риме, Венеции и Берлине вплоть до начала 1910-х. Ему многим были обязаны Э.Нольде*, Э.Л.Кирхнер*, М.Бекман*, К.Хофер*, О.Дикс*, Г.Гросс*, Х.Грундиг* и др. мастера. В последние тридцать лет жизни Э. не занимался профессиональной практикой.Произв.: “Автопортрет в шляпе с цветами”, “Ensor met de hoed met bloemen”, 1883; “Въезд Христа в Брюссель”, “De introcht van Christus te Brüssel”, 1888.Лит.: Fierens P. Les dessins de James Ensor. Bruxelles; Paris, 1944; Legrand F.C. James Ensor, cet inconnu. Bruxelles, 1971; Haesaerts P. James Ensor. Bruxelles, 1973; Verhaeren E. James Ensor. Bruxelles, 1980; Schumann H. James Ensor. Dresden, 1985; Крючкова В. Символический гротеск Джеймса Энсора// Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.Ю.Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.