Эппер, Игнац


Эппер, Игнац
(Epper, Ignatz)
(06.07. 1892, Сент-Галлен - 12.01.1969, Аскона)
   швейцарский живописец и график. С 1916 - свободный художник, с 1933 постоянно жил в Асконе (итальянская Швейцария). Первое время Э. отдавал предпочтение гравированию по дереву и меди, позже стал чаще писать маслом и акварельными красками. Центральная тема его творчества - трагизм страдающего, умирающего живого существа, внутреннее беспокойство человека в утратившем нравственный стержень мире. Его произведения военных и первых послевоенных лет близки лирическим откровениям швейцарского поэта-экспрессиониста К.Штамма*, с которым Э. был дружен (цикл “Животное перед распятием”). В них часты экстатически-религиозные мотивы (“Страсти Христовы”, “Kleine Passion”; “Тайная вечеря”, “Abendmahl”; “Христос, спящий в лодке”, “Der schlafende Christus im Schiff”). Замкнутое, стиснутое со всех сторон пространство в его гравюрах создает образ тюрьмы, из которой нет выхода. Таков, в частности, портрет близкого экспрессионизму писателя Х.Моргенталера* (Hamo, 1924): теснота пространства и демонический блеск в глазах подчеркивают внутреннюю неустойчивость автора болезненно-исповедальных книг, позже добровольно ушедшего из жизни.
   Вместе с увлечением идеями и художественными приемами экспрессионизма в творчестве Э. появляются мотивы социальной критики (гравюры “Умирающая лошадь”, “Sterbendes Pferd”; “Пивнушка”, “Schenke”; “Потерпевшие крах”, “Schiffbrüchige”; “Лестница”, “Treppe”, 1918). В эти годы в его творчестве преобладают настроения протеста, обвинения, бунта; напряжение эмоций нарастает до предела, до границы взрыва. Со второй половины 1920-х напряжение спадает, уступая место выражению боли, страдания, жалобы, печали. Претерпевает изменения и манера гравирования: резкие контрасты света и тени, угловатые линии сменяются более мягкой, дифференцированной техникой. Но мрачное настроение доминирует по-прежнему. Только созданные на юге (Тессин) акварели и залитые солнечным светом натюрморты передают ощущение радости жизни. Рисунки все так же говорят о невыносимой тяжести бытия, о страдании и смерти (“Св. Себастьян”, “Hl. Sebastian”, 1918, уголь; “Ночной город”, “Nächtliche Stadt”, 1922, тушь). Первоклассный рисовальщик, Э. создал иллюстрации к немецкоязычным изданиям романов Ш.Ф.Рамю “Дерборанс” (1936) и “Фарине, или Фальшивые деньги” (1938). Произведения Э. выставлены в музеях Базеля, Цюриха, Винтертура, Дрездена, Гамбурга и др. городов Европы.
   Лит.: Mieg P. Morgenthaler- Moilliet- Epper. Studien zur modernen Aquarellmalerei in der Schweiz. Winterthur, 1933.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Эппер, Игнац" в других словарях:

  • Epper, Ignatz —    см. Эппер, Игнац …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.