Эренбаум-Дегеле, Ганс


Эренбаум-Дегеле, Ганс
(Ehrenbaum-Degele, Hans)
(24.07.1889, Берлин - 28. 07.1915, Нарев, Россия)
   немецкий поэт, прозаик и драматург. Биографические данные не установлены, более известен как Тристан, воспетый Э.Ласкер-Шюлер*. Издатель журнала “Новый пафос”* (“Das neue Pathos”) в сотрудничестве с П.Цехом*, Р.Р.Шмидтом и художником Л.Майднером*. С 1911 публиковался также в журналах “Пан” (“Pan”) В.Херцога и П.Кассирера, “Штурм”* (“Sturm”) Х.Вальдена*, “Сатурн” (“Saturn”) Г.Майстера и Г.Гросбергера, а также “Симплициссимус” (“Simplicissimus”), “Шаубюне” (“Schaubühne”, “Сцена”), “Флуг-блатт” (“Flugblatt”, “Листовка”) и в антологиях “Поток” (“Die Flut”, 1912), “Монолог юноши” (“Knabenmonolog”), “Мистраль” (“Der Mistral”, 1913), “Город” (“Die Stadt”); в “Инзель-Альманах” (“Insel-Almanach”)в 1914 и 1917.
   Поэтическое становление Э.-Д. типично для экспрессионистского поколения. Как и многие сверстники-берлинцы, он начал творческий путь с драмы образца позднего натурализма “Графиня фон дер Варт” (“Gräfin von der Wart”. Ein Trauerspiel in fünf Akten, 1912), описывающей события средневекового правления Габсбургов. В драматическом фрагменте “Заводской мастер” (“Der Werkmeister”, Vorspiel zu einem Drama, 1913) он “покончил с историческими масками”, создавая “гимноподобную пьесу о рабочем железоделательного завода, по сравнению с которой все предыдущее творчество следует рассматривать как подготовительную работу” (Неопубликованное письмо от 19.11.1912. А.В.Хаймелю).
   Поэзия Э.-Д., особенно первый цикл “Город” (“Die Stadt”, 1913), формально выдержана в традиционном духе, с соблюдением законов эвритмии и эвфонии; их спорадическое нарушение выдает тревогу и смятение, которые характерны для “диссоциированного я” (по терминологии Г.-Г.Кемпер и С.Виетты). Для раннего экспрессионизма типичен такой контраст формальной дисциплины стиха и необузданной свободы содержания.
   Летом 1914 Э.-Д. ушел на фронт добровольцем. Первые стихотворения и письма П.Цеху зафиксировали энтузиазм и эйфорию военного похода как “дальнего странствия”, которые быстро сменились другими настроениями: “Найдется ли поэт, который окажется в состоянии изобразить все это? [...] Здесь только страдание, ненависть, жажда убивать, а не дорога к свету, сильная воля и избавление...”. Протест против массового братоубийства воплотился в тридцати семи сонетах поэтического цикла “Тысячный полк” (“Das tausendste Regiment”), публикацию которого цензура задержала на два года. Общая тональность цикла близка к антологии, опубликованной Ф.Пфемфертом* под названием “Поэзия Акцион”*, 1916. Как К.Адлер (погиб 06.07.1916 на Западном фронте) или В.Ферль (погиб 04.10. 1915), Э.-Д. сталкивает идиллические картины-воспоминания о мирном времени с жестокой действительностью военного быта: “Мы заблудились в сладких грезах и мечтаньях, / И заколдованы потоком золотым земли, / Мы чувствуем себя мелодией, в которой / Покоится далекой жизни полновесный звук. И лишь на марше / Тихо бренчит железо роты” (“Сонет № 6”). Сонеты Э.-Д. отличает яркая и индивидуальная система образности, они богаты цветовыми уподоблениями, созданными по принципу абсолютной метафоры* (например, “жертва красного укуса” в “Сонете № 8”). Логическая связь между изображаемым объектом и объектом сравнения нарушена, существенным остается только отношение поэта к объекту. Значение цвета радикально субъективируется - он насыщается разнообразными аффектами, выходящими за рамки чувственного восприятия.
   Э.-Д. погиб в России в возрасте двадцати шести лет. Э.Ласкер-Шюлер, потрясенная гибелью друга, в письме к Р.Шикеле* (осень 1915) посылает стихотворение, посвященное “рыцарю в золотых доспехах” (опубликовано в журнале “Ди вейсен блеттер”*, 1915). П.Цех в предисловии к посмертно вышедшему в 1917 сборнику “Стихи” (“Gedichte”) патетически отозвался о нем: “Погибло некое источающее счастье начало, которое уже в зародыше своем имело силуэт совершенства”.
   Соч.: Gedichte. Leipzig, 1917; Das tausendste Regiment und andere Dichtungen // Vergessene Autoren der Moderne. Bd. 2. Siegen, 1986.
   Лит. : Lasker-Schüler E. Hans Ehrenbaum-Degele// Die Weissen Blätter. 2. Jg., 1915; KuhnJ. Gefallene Dichter// Die Flöte. 1. Jg., 1918/19; Expressionismus. Literatur und Kunst 1910-1923 / Hg. P.Raabe. Stuttgart, 1961; Lieber gestreifter Tiger: Briefe E.Lasker-Schuler / Hg. M.Kupper. Bd. 1. München, 1969.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Эренбаум-Дегеле, Ганс" в других словарях:

  • Ehrenbaum-Degele, Hans —    см. Эренбаум Дегеле, Ганс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.