Яворский, Роман Алойзи Toмаш


Яворский, Роман Алойзи Toмаш
(Jaworski, Roman Alojzy Tomasz)
(21.06. 1883, Клицко под Саноком - осень 1944, Гура Кальвария)
   польский прозаик, драматург. Из семьи инженера. В 1902-1907 изучал герменевтику в Ягеллонском университете; будучи домашним учителем в аристократической семье, часто прерывал учебу длительными путешествиями по Европе. В 1908-1913 преподавал немецкий язык в гимназиях Кракова и Львова. С 1913 зарабатывал на жизнь как журналист. Годы I мировой войны провел в Австрии и Швейцарии.
   Дебютировал стихами (1903) и прозой (1905). В сборнике новелл Я. “Истории маньяков” (“Historie maniaków”, 1910) и примыкающих к нему новеллах “Рассказ о печали в четырех стенах” (“Opowiesc о smutku czterech scian”, 1911) и “Фанфарон” (“Fanfaron”, 1918) изображен странный, пространственно и хронологически неопределенный мир, где красота слита с уродством, скука и бессилие с мечтой, чудачество граничит с преступлением. Фрагментарное лирическое повествование скреплено обобщающим комментарием; сниженными, доведенными до абсурда условностями “сецессионной” поэтики достигнут эффект нарочитого маньеризма, искусственности, свидетельствующий о скептической позиции писателя: образные и тематические штампы полемически меняют функции. “Торжественный”, “серьезный” гротеск “Историй маньяков” ведет происхождение от карнавальных жанров, на что прямо указано в тексте. Это орнаментальная, стилизованная проза, контрастная и пародийная, но находящаяся вне рамок сатиры. В ней снято противопоставление изобразительного описания и сюжета: картины равноправны с событиями, причем ни то, ни другое не влияет на авторские размышления, сплетающиеся в параллельную повествованию прихотливую вязь. Внимание Я. сосредоточено на материале антиэстетичном, позиция неуловима, стиль диковинно гибриден.
   В драме “Гамлет II, королевич Вселенной” (“Hamlet Wtóry, królewic Wszechswiata”, 1911-1924) шекспировская фабула перенесена в современность, история показана как гротескный фарс противостояния утилитарного и трансцендентного: вернувшийся с войны разочарованный герой, исповедующий религию “творческой энергии”, желает всех заразить “космическим творчеством”, ради чего во главе бунтовщиков штурмует собственный родовой замок и попадает в тюрьму. История современных маньяков - “Свадьба графа Оргаза” (“Wesele hrabiego Orgaza”, 1924), аллегорический роман о культурной стагнации, вызванной “миметической заразой” всеобщей схожести, и о крахе утопической попытки возродить человечество через великую мистерию всеобщего танца. В утрированно-гротескной форме здесь представлена агония цивилизации, отождествившей обряд и игру, утратившей в культе фарса личностные ценности.
   Я., говоря его словами, стремился “уловить смысл хаоса, найти существенное выражение эпохи”, заключив трагедию в “бумажный стаканчик гротеска”. Изысканный эстет, сторонник дэндизма в жизни, в литературе Я. был, по его словам, “конструкциалистом”, автором причудливых, не всегда функциональных форм, основанных на ослаблении предикативности и метонимическом расширении. Пионер польской ассоциативной прозы, он осознанно пародировал стили, критически смешивая их в остраненной речи. Творчество Я. - исток и предвестие всплеска гротеска, доказавшего свою жизненность в последующие десятилетия. Оно свидетельствовало о непригодности символистской патетики для передачи психологии человека переломного времени. Гротеск был способом критики культурных тавтологий, стремления замаскировать новыми названиями хорошо известное старое. Во вступлении к антипрагматическому “современному гротеску” “Гамлет II” Я. провозгласил миссией искусства открытие мистического плана в десакрализованном мире, в противовес пропагандистским мистификациям политиков. Ощущение отчужденности, сознание трагической конфликтности мира, разрыва между возможностями человека и его прозябанием, поиск истинных ценностей за пределом видимого, деформирующая динамика выражения роднит Я. с экспрессионизмом.
   В межвоенные годы жил в Варшаве и Лодзи, занимаясь литературным трудом и спорадически сотрудничая с прессой. Изгнанный нацистами из дома, умер, разбитый параличом, в приюте для инвалидов. Многие сочинения Я. остались незавершенными и неопубликованными.
   Соч.: Korespondencja; Nieznane teksty z lat 1903-1909; Hamlet Wtóry// Miscellanea z okresu Mrodej Polski. Warszawa, 1995.
   Лит.: Rettinger M. Nowe konstrukcje // Krytyka. 1911; LebkowskaA. Jaworskiego gry z odbiorca.// Ruch lit. 1921. №4; Grawiñski M. Drwiace requiem día historii// Twórczosc. 1960. № 1; ZrçbowiczR. Zapomniany ekspresjonista// Ruch lit. 1961. №4/5; Maciejewski J.Z. Konstruktor dziwnych áwiatów. Toruñ, 1990; Dziwna przyjazñ// Fakty i interpretacje. Warszawa, 1991; Klosinski K. Wokól “Historii ma-niaków”. Krakow, 1992; Ozog S. Wyprzedaz wyobrazni// W stronç dwudziestolecia 1918-1939. Rzeszów, 1993; Okulicz-Kozaryn R. Maniactwo jako metoda // Czas kultury. 1994. № 1.
   А. Базилевский

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Яворский, Роман Алойзи Toмаш" в других словарях:

  • Jaworski, Roman Alojzy Tomasz —    см. Яворский, Роман Алойзи Toмаш …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.