“Я-Драма”


“Я-Драма”
(Ich-Drama)
   форма лирической драмы, в которой объектом изображения служит не внешняя, объективная действительность, а внутренний, субъективный мир героя (автора). Возможные русские эквиваленты названия: монодрама, психодрама. Восходя генетически к “Фаусту” Гёте и некоторым образцам лирической драматургии романтизма, “я-драма” впервые обрела законченное воплощение в первой части драматической трилогии А.Стриндберга* “На пути в-Дамаск” (1898), ставшей затем моделью для разработки этой формы в сценических произведениях ряда немецких и австрийских экспрессионистов.
   В “я-драме” фигура героя заполняет все драматургическое пространство, выступающее как проекция его сознания и подсознания, как “излучение” его “я” (“Ausstrahlung des Ichs”). Драматический конфликт перемещается внутрь сознания героя и отражает, в конечном счете, его “поединок с самим собой”, обусловленный изначальным дуализмом человеческой природы, сосуществованием в ней противоположных начал - добра и зла, духа и плоти. Расщепление души героя порождает различного рода призраков и фантомов-двойников, антиподов, “искусителей”, воплощающих комплексы вины и страха, наказания и покаяния и материализующихся в автономные сценические фигуры. (Мотив расщепления героя, двойничес-тва достаточно широко разрабатывался в предшествующей литературе: Э.Т.А.Гофман, Э.По, Ф.М.Достоевский, Р.Л.Стивенсон и др.)
   Субъективный аспект определяет поэтику и структуру “я-драмы”. В отличие от норм традиционной драматургии и театра, события в ней определяются не причинно-следственными отношениями, а задачей самовыражения, исповеди героя, отражения прихотливых особенностей человеческих чувств и памяти, душевных состояний и настроений. В ней не обязательны логически последовательное развитие, единство места и времени, идентичность “я”. Композиция, как правило, отличается фрагментарностью, прерывистостью, алогизмом. В известном смысле “я-драма” представляет собой внутренний, “расщепленный” монолог, предвосхищающий технику “потока сознания”. Из присущей экспрессионизму тенденции к абстрагированию проистекает стремление к “очищению” фигуры героя от индивидуального, конкретного, от плоти и характера, к выявлению его экзистенциального ядра, к изображению безличного, абстрактного человека, “человека вообще”. Форма “я-драмы” естественно сочетается с такими формами экспрессионистской драмы, как “драма пути”*, “драма возвещения”*, “драма преображения”* и др.
   Наиболее типичные и значительные образцы экспрессионистской “я-драмы” -“Мертвый день” Э.Барлаха* (1912), “Сын” В.Газенклевера* (1914) и, с особо выразительной разработкой мотива двойничества, “Человек-зеркало” Ф.Верфеля* (1920).
   Лит.: Szondi Р. Theorie des modernen Dramas. Frankfurt a. M., 1969; Мартынова О.С. Август Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма. Дисс. М., 1995.
   А.Мацевич

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Я-Драма”" в других словарях:

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Драма —     ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… …   Словарь литературных терминов

  • Драма Ренессанса — Драма Ренессанса  основные формы драмы Ренессанса складываются главным образом в Италии, которая раньше других стран Европы вступает на путь капиталистического развития. В Италии уже в XIII веке почти повсеместно феодализм побеждён торговым… …   Википедия

  • ДРАМА — (гр., drama, от drao действую). 1) род литературных произведений, которые представляют события и лица в действии и, вследствие того, излагаются в диалогической, разговорной форме такие произведения предназначаются преимущественно для сцены. Драма …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Драма народная — ДРАМА НАРОДНАЯ. Под термином «народная драма» можно понимать 1. драмы, созданные «для народа», и 2. драмы, создаваемые «народом». Здесь мы будем говорить о Д. н. лишь во втором смысле этого термина. Но даже и в этом случае термин все же требует… …   Литературная энциклопедия

  • Драма на охоте — (истинное происшествие) Жанр: повесть Автор: Антон Чехов Язык оригинала: русский Публикация: 1884 1885 …   Википедия

  • Драма в узком смысле — «бытовая», «психологическая», «символическая», «героическая» и «романтическая». Драматическая борьба развивается в определенной социальной среде; герой драмы, охваченный единым, цельным стремлением страстью нарушает обычаи, интересы, бытовые… …   Литературная энциклопедия

  • Драма в узком смысле —     ДРАМА в узком смысле «бытовая», «психологическая», «символическая», «героическая» и «романтическая». Драматическая борьба развивается в определенной социальной среде; герой драмы, охваченный единым, цельным стремлением страстью нарушает… …   Словарь литературных терминов

  • Драма из старинной жизни — Жанр драма Режиссёр Илья Авербах Автор сценария Илья Авербах Владимир Беляев …   Википедия

  • Драма из старинной жизни (фильм) — Драма из старинной жизни Жанр Драма Режиссёр Илья Авербах Автор сценария Илья Авербах Владимир Беляев В главных ролях …   Википедия

  • Драма в таборе подмосковных цыган (фильм) — Драма в таборе подмосковных цыган Жанр драма Режиссёр Владимир Сиверсен Продюсер А.А.Ханжонков Автор сценария …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «“Я-Драма”» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.