Янн, Ганс Хенни


Янн, Ганс Хенни
(Jahnn, Hans Henny)
(17.12.1894, Штеллинген, под Гамбургом - 29.11.1959, Гамбург)
   немецкий прозаик, драматург, публицист, переводчик. Родился в семье судостроителя. В 1915-1918 из протеста против войны жил в нейтральной Норвегии. Наряду с литературным творчеством занимался теорией музыки, строительством и реконструкцией старых органов, в 1920 стал сооснователем музыкального общества “Угрино”, позднее - одним из руководителей одноименного музыкального издательства.
   Первое значительное произведение Я. - драма “Пастор Эфраим Магнус” (“Pastor Ephraim Magnus”, 1919, поставлена 1925), за которую ему была присуждена премия Клейста (1920). Центральный мотив драмы - характерная для экспрессионизма конфликтная ситуация между молодостью и старостью как аллегория витальности и окостенения. Я. принадлежат также драмы “Медея” (“Medea”, 1926) и “Угол улицы” (“Straßenecke”, 1931), затрагивающие проблему расовой дискриминации.
   Дарование Я. ярче всего проявилось в его романах. С экспрессионизмом в наибольшей степени связан его первый роман “Перрудья” (“Perrudja”, опубликован в 1929), задуманный как первая часть незавершенной дилогии. - Его разряженная абстрактность и внезапная яркость высвеченных деталей, его космический охват жизни - в духе экспрессионизма. Действие романа происходит в наши дни и в то же время намеренно отдалено от них; политические события затронуты лишь косвенно. Герой - молодой человек неизвестного происхождения - открыт не только современности (сказочным образом он получает богатство и власть, которые хочет употребить для последней войны против всех будущих войн), но и природному, древнему, иррациональному жизненному началу. Юность и любовь предстают как “последняя защита от всевластия бюрократии”. Перрудья движим не столько разумом, сколько мощными, не поддающимися обузданию инстинктами. Несомненна его связь с патетическими персонажами экспрессионистов. Но для автора важен не столько бунт, сколько принципиальная неразделимость доброго и злого, разумного и бессознательного, неуправляемость естественного человека, живущего в глухой местности, в горах Норвегии.
   Я. близко космическое визионерство Ф.Г.Клопштока и Жана Поля. Ему свойственно строптивое несогласие с устройством мира, отличавшее Г.Клейста и Г.Бюхнера, а в XX в. - почитавших их экспрессионистов. Но у Я. собственный пафос, своя мысль, проходящая через все его произведения. Он пытался пересмотреть границы и сочленения, разделяющие или соединяющие настоящее, прошлое и будущее, мертвое и живое, дух и плоть, животных и растения, народы и расы. Его завораживали драматические попытки всего живого преодолеть замкнутость в положенных ему пределах. При этом ситуации, казалось бы, не соотнесенные с историей XX в., наводили на размышления о драматических судьбах современного человечества.
   В 1933 произведения Я. были запрещены в Германии, сам он эмигрировал в Швейцарию, в 1934 переехал в Данию, став владельцем крестьянского двора на острове Борнхольм, занимался изучением гормонов. В 1945 Я. был лишен своего владения как гражданин Германии.
   В 1940-1950-х Я. работал над монументальной трилогией “Река без берегов” (“Fluss ohne Ufer”): “Деревянный корабль” (“Das Holzschiff”, 1949), “Записки Густава Аниаса Хорна, написанные после того, как ему исполнилось 49 лет” (“Die Niederschrift des Gustav Anias Horn nachdem er 49 Jahre alt geworden war”, 1949-1950), “Эпилог” (“Epilog”, 1961). Трилогия отличается отвлеченностью от бытового правдоподобия. Один из важных ее мотивов - неотвратимые, трагические повторения в судьбах людей, воплощенные в двойничестве. Построением трилогии Я. прочерчивает строение мира, несущего в себе повторения уже бывшего; в далеком прошлом заложены начала сегодняшних и завтрашних событий. Автор соотносит человеческий мир с устройством вселенной, с законами разделения и неразрывности, пульсацией удаления и сближения, отношением конечного и бесконечного. “Внутренний” сюжет трилогии дает течение жизни не в натуралистическом отражении, а в форме художественной имитации ее законов и ритмов.
   С 1950 Я. жил в Гамбурге, был избран президентом Свободной академии искусств. Участвовал в антивоенном движении, был соучредителем “Боевой группы против атомной смерти”. Среди последних произведений Я. - драма “След темного ангела” (“Spur des dunklen Engels”, 1952) на библейский сюжет о Давиде и Ионафане и историческая трагедия “Томас Чаттертон” (“Thomas Chatterton”, 1955). Награжден литературной премией Нижней Саксонии (1954) и премией им. Лессинга города Гамбурга (1956). Посмертно опубликован роман “От этого никто не уйдет” (“Jeden erteilt es”, 1968).
   Соч.: Werke und Tagebücher in 7 Bdn. Hamburg, 1974; Werke. 11 Bde. Hamburg, 1985.
   Лит.: JahnnH.H. Buch der Freunde. Hamburg, 1961; EmrichW. Das Problem der Form in Hans Henny Jahnns Dichtungen. Mainz, 1968; Meyer J. Verzeichnis der Schriften von und über Hans Henny Jahnn. Neuwied am Rhein. Berlin, 1967; Wohlleben J. Versuch über “Perrudja”. Tübingen, 1985; Freeman Th. Hans Henny Jahnn. Hamburg, 1986; Hans Henny Jahnn. Dargestellt. Reinbek bei Hamburg, 1989; Павлова H. Ганс Хенни Янн// Павлова H. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.
   Н.Павлова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Янн, Ганс Хенни" в других словарях:

  • Jahnn, Hans Henny —    см. Янн, Ганс Хенни …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.