- Яновиц, Франц
- (Janowitz, Franz)(28.07.1892, Подеброд под Прагой - 04.11. 1917, Брет (Кюстенланд, в настоящее время Словения)австрийский поэт. С 1903 по 1911 учился в немецкой гимназии в Праге. Испытал влияние Г.Гауптмана, Т.Манна. В 1910 познакомился с Ф.Верфелем* и В.Хаасом, а через них с М.Бродом*, Ф.Кафкой* и К.Краусом*. Дебютировал как поэт стихотворением “Родство мира” (“Weltverwandschaft”) в журнале “Гердерблеттер”*. Экспрессионистский мотив общечеловеческого братства означал в интерпретации Я., равно как и других пражских немецкоязычных писателей, отстаивание своего места под солнцем и утопические призывы к обществу, свободному от национальных, социальных и религиозных разногласий. В стихотворении “На уличном перекрестке” (“An einer Straßenecke”) молодой поэт из деревни выражает в исповедально-патетической манере чувство своей потерянности в круговороте чешской столицы. Сдав экзамен на аттестат зрелости (1911) Я. по настоянию отца поступает на химический факультет Лейпцигского университета, увлекается философскими трудами Вайнингера, стремясь развить его этическое учение, усилив в нем гуманистическую составляющую. С сентября 1912 - студент философского факультета Венского университета. В 1913 в альманахе М.Брода “Аркадия”* публикует стихи, в которых находит дальнейшее развитие мотив дискомфорта в отчужденном от природы обществе. Основу поэтики молодого философа-гилозоиста составляет суггестивная символика природы. Поэт видит в мире растений и животных родственные ему существа; персонифицированная природа выражает внутреннее состояние автора и воплощает его представления о путях преображения общества.В октябре 1913 в связи с призывом на военную службу Я. прерывает учебу в университете. I мировую войну он воспринял как крушение гуманистических моральных ценностей. Самым сильным выражением его антимилитаристских настроений стало стихотворение “Деревья Галиции” (“Die galizischen Bäume”, 1915): изувеченные войной растения выступают перед судом Бога в роли обвинителей человека-убийцы. Это произведение позднее побудило К.Крауса включить картину мертвого леса в заключительную сцену своей антивоенной драмы “Последние дни человечества” (“Die letzten Tage der Menschheit”, 1918-1919).В стихах, написанных на фронте, преобладает традиционная форма, однако стилистическая палитра их значительно расширяется, нарастает сила языкового выражения, становится богаче строфика и ритмика, стихи приобретают более экстатичный и напряженный характер, усложняется система образности. Статика прилагательных, соответствующая созерцанию природы, уступает место динамике экспрессивных глаголов (цикл “Der tägliche Tag”, 1915). Но война редко выступает как прямой объект описания: внимание поэта по-прежнему сосредоточено на детских воспоминаниях, хотя теперь они омрачены апокалипсическими видениями. Только несокрушимая вера в высшую реальность, в которой не будет места земным страданиям, удерживает его от крайних проявлений пессимизма. В начале 1917 Я. создает серию философских афоризмов, изданных позже К.Рёком под названием “Вера и искусство” (“Der Glaube und die Kunst”). Одержимый идеей побороть всякое ожесточение, поэт требует от художника придать “хаосу души” определенную форму и тем самым “освободить человечество от предрасположенности к злу”. В памфлете “Устав сатаны” (“Das Reglement des Teufels”, 1917) Я. объявляет войну службой дьяволу, а солдата - убийцей. “Если кто-то говорит, что не хочет идти на фронт убивать, скажите всем и ему в том числе: им движет только боязнь быть убитым”.24 октября 1917 Я. был тяжело ранен в бою в итальянском местечке Тальяменто и 4 ноября скончался в полевом госпитале. В 1919 в издательстве К.Вольфа* посмертно вышел сборник стихов Я. “На земле” (“Auf der Erde”), подготовленный К.Краусом.Соч.: Auf der Erde. München, 1919; Auf der Erde und andere Dichtungen. Innsbruck, 1992.Лит.: Ulmer Ch. Franz Janowitz. Diss. Innsbruck, 1970; SudhoffD. Der Dichter des Tages oder Die Last der Welt: Über Leben und Werk von Franz Janowitz// A.A.Wallas, K.Amann. Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste. Wien, 1994.Т. Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.