Брод, Макс


Брод, Макс
(Brod, Мах)
(27.05.1884, Прага, Австро-Венгрия - 20.12.1968, Тель-Авив, Израиль)
   австрийский писатель, философ, театральный и музыкальный критик, переводчик и композитор. Вырос в еврейской семье, пустившей корни в Праге еще в XVI в. В детстве и юности страдал тяжелым искривлением позвоночника (кифоз), борьба с болезнью помогла ему сформулировать один из главных мировоззренческих тезисов: человек должен и может преодолеть неизбежные в жизни страдания и несчастья. В 1902 поступил в Пражский университет, где сблизился с Ф.Кафкой* (оба учились на юридическом факультете), став его близким другом, а впоследствии душеприказчиком, издателем и биографом. В 1907 защитил диссертацию и до 1924 работал в главном почтовом управлении в Праге, в 1924-1928 работал референтом по вопросам культуры в президиуме Совета Министров Чехословацкой республики.
   Литературное наследие Б. огромно и на сегодняшний день труднодоступно: с 1906 он издал около ста книг (включая философскую эссеистику и критику), многие сотни работ опубликованы в газетах, журналах и сборниках. Начало его творческой и мировоззренческой эволюции (до 1909) связано с увлечением Шопенгауэром, Ницше и Флобером: Б. проповедует так называемый “индифферентизм” (“Indifferentismus”), отрицающий партийную и политическую предвзятость писателя и осознанную активную жизненную позицию. Однако именно произведения этого периода выдвинули Б. в число зачинателей экспрессионизма: сборники новелл “Смерть мертвым!” (“Tod den Toten!”, 1906), “Эксперименты” (“Experimente”, 1907) “оказали огромное влияние на берлинских экспрессионистов” (Ш.Бауэр). В кругу журнала “Акцион”* был восторженно принят его первый роман “Замок Норнепюгге. Роман одного постороннего” (“Schloss Nornepygge. Roman eines Indifferenten”, 1908), воссоздающий символические этапы жизни подчеркнуто пассивного главного героя (искатель приключений, Дон Жуан, обыватель, отшельник, император), в конце концов находящего убежище в смерти. Для К.Хиллера* и его кружка роман стал знаковым: молодое поколение видело в нем не столько “индифферентность”, сколько одиночество героя, его “выброшенность” из сферы общественных интересов и ценностей, и такое восприятие было выражением общего настроения - даже если главный герой плыл по течению жизни, не помышляя о бунте. По наблюдениям А.Бизе, Б., “экспрессионист по рождению”, “соединил в себе ярого фанатика "идеи всемирного братства" и непримиримого, в интересах торжества идеи, чудовищно жестокого практика, что стало весьма типичным не только в политике и практике большевизма и фашизма, но и олицетворяет сам дух современной политики, оказывая тем самым огромное влияние на весь мир” (1930). Эта характеристика во многом справедлива и по отношению к поэзии Б., изданной в сборниках “Путь влюбленного” (“Der Weg des Verliebten”, 1907), “Дневник в стихах” (“Tagebuch in Versen”, 1910), “Высота чувства” (“Die Höhe des Gefühls”, 1910), “Обетованная земля” (“Das gelobte Land”, 1917), “Книга любви” (“Das Buch der Liebe”, 1921). Его стихи “выражают противоречия между эросом и духом, между радостным переживанием природы и страданиями и надеждами нашего времени. Девиз Брода: "Жертвуй собой, помогай, без благодарности, без удовлетворения"” (Ф.Леннарц). В жизни готовность Б. прийти на помощь сказалась и в той поддержке, какую он оказал не только Ф.Кафке, чей талант он распознал первым и всю свою жизнь пропагандировал, но и многим другим (Ф.Верфелю*, Ф.Яновицу*, Я.Гашеку, Л.Яначеку и др.).
   В 1909-1910 Б. слушал лекции М.Бубера в Праге, под его влиянием углубился в иудаизм и с 1913 стал открытым сторонником сионизма, не отказываясь, однако, от взрастивших его австрийской, немецкой и чешской культур. Этот свой шаг Б. подробно обосновал в книге “Язычество, христианство, иудаизм” (“Heidentum, Christentum, Judentum”, Bd. 1-2, 1921), где язычество отвергается как религия целиком посюсторонняя, христианство - как целиком трансцендентальная, а преимущества иудаизма видятся в том, что он будто бы стремится к осуществлению высших начал в самой реальности, в чем можно увидеть перекличку с экспрессионизмом, по-своему стремившимся создать новое человеческое братство.
   В романах и новеллистике Б. можно выделить прозу с исторической и любовной интригой. Многочисленные любовные романы, где связь с экспрессионизмом более очевидна, открывает “маленький роман” “Чешская служанка” (“Ein tschechisches Dienstmädchen”, 1909), в котором эротическое переживание пробуждает в герое-мечтателе деятельную силу, но ее хватает ненадолго и герой терпит поражение. В романе “Любовь с богиней” (“Liebe mit einer Göttin”, 1923) безумная страсть приводит героя к бессмысленной ревности и к убийству. Наибольшим успехом из этой серии пользовался роман “Женщина, по которой мы тоскуем” (“Die Frau, nach der man sich sehnt”, 1927), где любовная страсть, занимая все мысли действующих лиц, мешает их практической деятельности. Во всех этих произведениях превалируют художественные стереотипы, несмотря на то, что психологически темы разработаны вполне убедительно. Больший интерес представляют некоторые из исторических романов, например “Путь Тихо Браге к Богу” (“Туcho Brahes Weg zu Gott”, 1916), который многие считают наиболее значительным произведением Б., “Ройбени, князь иудейский” (“Reubeni, Fürst der Juden”, 1925) и “Галилей в застенках” (“Galilei in Gefangenschaft”, 1948), составившие трилогию “Борьба за истину” (“Kampf um Wahrheit”). Эти и другие многочисленные исторические романы Б. написаны скорее в духе критического реализма XX века, чем экспрессионизма.
   До 1939 Б. был ведущим литературным и театральным критиком в газете “Прагер тагблатт” (“Prager Tagblatt”, “Пражская ежедневная газета”), соучредителем и вице-президентом Еврейского национального совета в Чехословацкой республике; в 1939 эмигрировал в Палестину, до 1945 заведовал литературной частью ведущего театра в Тель-Авиве и до конца жизни продолжал активную творческую деятельность.
   После смерти Ф.Кафки (несмотря на высказанную в завещании просьбу уничтожить все неопубликованное из его наследия) Б. постепенно издал все попавшие к нему рукописи, дневники и письма, а также написал биографию Кафки и ряд специальных работ о нем; без этих публикаций современное кафковедение было бы немыслимо.
   Соч.: Sozialismus im Zionismus. Wien, 1920; Heinrich Heine. Amsterdam, 1934; Rassentheorie und Judentum. Wien, 1934; Franz Kafka. Prag, 1937; Das Diesseitswunder. Tel Aviv, 1939; Armer Zizero. Roman. Zürich, 1955; Streitbares Leben. München, 1960; Über Franz Kaika. Frankfurt а. M, 1966; Der Prager Kreis. Autobiographie. Stuttgart, 1966; Peубени, князь Иудейский. Л., 1927, 1928; О Франце Кафке. СПб., 2000.
   Лит.: Pazi M. Мах Brod. Werk und Persönlichkeit. Bonn, 1970; Max Brod. 1884-1984. Untersuchungen zu Max ßrods literarischen und philosophischen Schriften. Hg. M.Pazi. New York, 1987; Bursch C.E. Max Brod im Kampf um das Judentum. 1992.
   А.Гугиин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Брод, Макс" в других словарях:

  • БРОД Макс — БРОД (Brod) Макс (1884 1968), австрийский прозаик. Представитель т. н. «пражской школы». Друг и литературный душеприказчик Ф. Кафки (см. КАФКА Франц), автор его биографии (1937, дополненное издание 1954). Романы «Арнольд Беер. История одного… …   Энциклопедический словарь

  • Брод, Макс — У этого термина существуют и другие значения, см. Брод (значения). Макс Брод Max Brod …   Википедия

  • Брод Макс — Макс Брод (нем. Max Brod, 27 мая 1884, Прага, тогда Австро Венгрия  20 декабря 1968, Тель Авив)  австрийский писатель, философ, публицист и журналист Пражской школы. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Брод Макс — Брод (Brod) Макс (27.5.1884, Прага, 22.12.1968, Тель Авив), австрийский писатель и критик. Родился в еврейской семье. Юрист по образованию. В 1939 эмигрировал в Палестину. Автор экспрессионистских романов «Путь Тихо Браге к богу» (1916) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Брод (значения) — Брод: Брод  узкое место на реке В Викисловаре есть статья «брод» Топоним населённый пункт Белоруссия …   Википедия

  • Брод — Макс (Max Brod, 1884–) немецко еврейский писатель. Р. в Праге, по образованию доктор прав. Начало его литературой деятельности совпало с расцветом пессимистического модернизма, под влиянием к рого Б. и находился. Дебютировал новеллой «Смерть… …   Литературная энциклопедия

  • Макс Брод — (нем. Max Brod, 27 мая 1884, Прага, тогда Австро Венгрия  20 декабря 1968, Тель Авив)  австрийский писатель, философ, публицист и журналист Пражской школы. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Брод М. — Макс Брод (нем. Max Brod, 27 мая 1884, Прага, тогда Австро Венгрия  20 декабря 1968, Тель Авив)  австрийский писатель, философ, публицист и журналист Пражской школы. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • БРОД (Brod) Макс — (1884 1968) австрийский прозаик. Представитель т. н. пражской школы . Друг и литературный душеприказчик Ф. Кафки, автор его биографии (1937, дополненное издание 1954). Романы Арнольд Беер. История одного еврея (1912), Путь Тихо Браге к Богу… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Брод — (Brod)         Макс (27.5.1884, Прага, 22.12.1968, Тель Авив), австрийский писатель и критик. Родился в еврейской семье. Юрист по образованию. В 1939 эмигрировал в Палестину. Автор экспрессионистских романов «Путь Тихо Браге к богу» (1916) и… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Брод, Макс» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.