Броннен, Арнольт


Броннен, Арнольт
(Bronnen, Arnolt)
(псевдоним; настоящая фамилия: Броннер, Bronner; псевдоним также: А.Х.Шелле-Нёцель, A.H.Schelle-Noetzel, 19.08.1895, Вена - 12.10.1959, Берлин)
   австрийский драматург, прозаик, эссеист. Сын писателя Ф.Броннера. Изучал германистику и юриспруденцию в Вене; в 1915 был призван на военную службу и с 1916 по 1919, после тяжелого ранения, находился в итальянском плену. В 1920 переехал в Берлин, где с 1922 занимался творческой деятельностью и недолго сотрудничал с Б.Брехтом*. Помимо работы в театре и кино, Б. активно выступал на радио, перспективы и силу воздействия которого оценил уже тогда; ему принадлежат заслуги в создании и разработке жанра радиопьесы, позднее он участвовал в первых опытах на телевидении. К концу 1920-х Б. все заметнее стал склоняться к правому экстремизму, а потом и нацизму, особенно после знакомства с Геббельсом, высоко оценившим его националистический роман “О.С.” - “Верхняя Силезия”, (“O.S.” - “Oberschlesien”, 1929).
   Б. причисляют к “опоздавшим” экспрессионистам: родившийся на несколько лет позже большинства известных его представителей, он не успел вступить на литературную стезю до I мировой войны, хотя наброски некоторых его ранних произведений относятся к 1914. Его пьеса “Отцеубийство” (“Vatermord”, поставлена в 1922, режиссерские ремарки написаны Б.Брехтом), несущая на себе следы влияния “Сына” В.Газенклевера*, появилась на сцене в то время, когда экспрессионистская драматургия уже в основном отошла от темы “отцов и детей”*. Тем не менее, пьеса, проникнутая отвращением к буржуазной среде, соединяющая элементы натурализма, фрейдизма (в его упрощенно-тривиальной трактовке) и экспрессионистской “драмы возвещения”*, нашла бурный отклик. Эта трагикомедия бюргерского бытия близка экспрессионизму прежде всего центральным конфликтом и взвинченностью интонации. Подобно герою Газенклевера, и сам автор, и его главный персонаж задыхаются от ненависти к “старикам”; в сходных тонах передается и обстановка “домашнего ада”. Убийство отца герой совершает частично как акт самообороны, частично в порыве бурной экзальтации, под влиянием матери, пробуждающей в нем сексуальные инстинкты. Бытовые сцены, написанные диалектально окрашенным языком, все заметнее переходят в соединение яви и сна, в фантасмагорию, передающую анархическое отчаяние и невозможность примирения со старшими, что и приводит к катастрофической развязке.
   Столь же экстремальна по интонации и пьеса “Рождение молодежи” (“Die Geburt der Jugend”, поставлена 1922). Соединением эротизма и брутальности она предвосхищает “новый театр” середины XX в. (А.Арто, Ж.Жене). В результате “восстания” группы гимназистов против учителей - сыновей против отцов - старшие оказываются растоптанными морально и физически, а опьяненная “победой” молодежь предается видениям будущей свободной и прекрасной жизни. “Революционная акция” сопровождается чем-то вроде бунта плоти, предвещающего будущую “сексуальную революцию”. Элементы мессианства, характерные для экспрессионизма, не соединяются у Б., в отличие от многих его коллег, с идеей общественных перемен. В манифесте “Искусство молодых” (“Die Kunst der Jugend”, 1922) он теоретически обосновал изображенный им в драме мятеж молодежи: молодость для него равнозначна самой жизни, творческому началу, это в то же время и период невыносимых страданий: “быть молодыми - это ад”. В своем отношении к миру “взрослых” Б. еще более непримирим, а его персонажи ведут себя агрессивнее, чем в пьесах других экспрессионистов, первыми подымавших тему “отцов” и “сыновей”.
   В пьесе “Эксцессы” (“Die Exzesse”, 1923), декорированной под “народное зрелище”, стилистика экспрессионизма еще заметнее соединяется с натуралистическим и в то же время символическим началом, что наиболее отчетливо проявляется опять же в демонстрации жестокости и в грубых сексуальных сценах.
   Премьера “Эксцессов” на сцене “Юнге бюне”* берлинского Лессинг-театра обернулась скандалом, что способствовало популярности Б.; скандальность входит в плоть его драматургии. Б. стал одним из наиболее перспективных драматургов, надеждой послевоенного немецкого театра. С 1922 в течение четырех лет в Германии было поставлено семь его пьес, в том числе “Анархия в Силиане” (“Anarchie in Sillian”, 1924), “Каталаунская битва” (“Katalaunische Schlacht”, 1924) и “Рейнские мятежники” (“Rheinische Rebellen”, 1925).
   С экспрессионизмом связан, в сущности, только ранний этап творчества Б. Последнее его произведение, в котором еще чувствуется стилистика экспрессионизма, - “Поход к Восточному полюсу” (“Ostpolzug”, 1926), где вновь возникает мотив отцеубийства. Брехт считал эту “монодраму” (с подзаголовком “Александр”) ранним примером “эпического театра”. Здесь не просто совмещаются, но и искусно сливаются два плана: Александр - одновременно античный герой (с детства интересовавший Б.) и современный человек; история похода Александра Македонского на Восток, где он гибнет, дублируется в изображении английской экспедиции в Гималаи, где современный Александр, авантюрист, мечтающий покорить Эверест, добивается своей цели и торжествует. Монологи, в которых оба Александра как бы перебрасываются репликами, еще сохраняют, как и все действие, экспрессионистскую напряженность.
   Комедия “Репарации” (“Reparationen”, 1926) построена как аллегория, отклик на недавние политические события: выплату репараций по Версальскому договору, инфляцию, захват Рурской области. Вновь Б. сочетает гротескную общественную критику, эротические мотивы, элемены ярмарочного балагана и весьма худосочную символику. В пьесе явно ощутим все более углубляющийся разрыв с эстетическими принципами экспрессионизма.
   Хотя человеческое “я” Б. понимал прежде всего как “столкновение сексуальных планетоидов”, он не смог пройти мимо общественно значимых тем того времени, но интерпретировал их в гротескно-сатирическом ключе. Вмонтированная в его тексты пролетарско-социалистическая фразеология свидетельствует о стремлении отреагировать на социальные конфликты современности. Сатирически изображая спекулянтов и мошенников, колеблясь в своем отношении к большому городу и техническому прогрессу между полным неприятием и экзальтированным восторгом, он так или иначе выводил свое раннее творчество за пределы более всего волнующей его интимной сферы человеческой жизни, передаваемой в грубоватой стилистике “черного экспрессионизма”. Эклектическая смесь неонатурализма, фрейдизма, экспрессионистских приемов и лозунгов, а также балаганного начала реализуется в бешеном ритме сменяющих друг друга сцен и персонажей. “Злобу дня” его зрелищный театр нередко трансформировал в духе старинных ярмарочных представлений.
   В 1933-1934 Б. работал на киностудии “УФА”, в литературно-драматической редакции Имперского радио, в последующие четыре года - был руководителем программ на телевидении. Однако постепенно в его отношениях с нацистами наступило охлаждение; разрыв завершился исключением из Имперской палаты письменности и запретом заниматься писательской деятельностью. В 1943 под угрозой ареста он уехал в Гойзерн (Верхняя Австрия), где в 1945 стал бургомистром. С 1945 по 1950 был редактором культурного раздела газеты “Нойе цайт” (“Новое время”, Линц), с 1951 работал в Вене. В 1955 переехал в Восточный Берлин, где выступал как публицист и театральный критик (газета “Берлинер цайтунг”).
   Об истории своего становления как художника, своем отношении к экспрессионизму, о своих ошибках и заблуждениях Б. рассказал в автобиографической книге “Арнольт Броннен дает показания” (“Arnolt Bronnen gibt zu Protokoll”, 1954).
   Соч.: Die Septembernovelle, 1923; Napoleons Fall. Novelle. 1924; Film und Leben Barbara la Man*. Roman. 1928; Michael Kohlhaas. Schauspiel. 1929; Tage mit Bertolt Brecht. 1960.
   Лит.: Wiegeln. Unternehmen Vatermord. Bemerkungen über den Schriftsteller Arnolt Bronnen // Der Monat 6. 1953-54; Csokor F.Th. Fpitaph für Arnolt Bronnen // Wort in der Zeit 5, 1959; Rühle G. Theater für die Republik 1917-1933. 1967; Schroder J. Arnolt Bronnen// Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe, 1969; Klingner L. Arnolt Bronnen. Werk und Wirkung. 1974; Schurer E. Die nachexpressionistische Komödie // Die deutsche Literatur in der Weimarer Republik / Hg. W.Rothe. 1974; Knapp G.F. Die Literatur des deutschen Expressionismus. 1979.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Броннен, Арнольт" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.