- Брукнер, Фердинанд
- (Bruckner, Ferdinand)(псевдоним с 1925; настоящее имя Теодор Тагер, Teodor Tager, с 1928 изменено на Tagger, 26.08.1891, София, Болгария - 5.12.1958, Западный Берлин.)Австрийский поэт, драматург, издатель, театральный деятель. Сын австрийского банкира еврейского происхождения и француженки. Детство и юность провел в Вене, Граце и Берлине. В 1909-1912 изучал композицию и исполнительское искусство в Парижской консерватории; с 1912 учился в Венском университете, занимался журналистикой, писал статьи о современной французской и австрийской музыке. Установил контакты с берлинскими экспрессионистами с 1915. Б. считал своим учителем К.Штергейма*, влияние стиля и идей которого прослеживается во всем его творчестве до 1925. Первая книга Б. включала два эссе - “Об обете войны и требованиях к миру” и “Утренняя заря социальности” (“Von der Verheißung des Krieges und den Forderungen an den Frieden”. “Morgenröte der Sozialität”. Berlin, G.Müller 1915). С 1917 по 1919 Б. издавал экспрессионистский журнал “Марсий” (“Marsyas”). Журнал отличался очень высоким художественным уровнем, издавался на дорогой бумаге тиражом 235 экземпляров, выходил 1 раз в два месяца (издательство Г.Хохштим). В “Марсии” удалось собрать очень значительные имена - там публиковались работы таких писателей и художников, как П.Адлер*, М.Брод*, Ф.Верфель*, Г.Зиммель, Ф.Кафка*, Г.Ландауер, О.Лёрке*, Р.Шикеле*, К.Эдшмид*, А.Эренштейн* и Р.Гроссман, П.Клее, А.Кубин*, В.Лембрук*, Г.Майд, М.Пехштейн*, Э.Шарфф. К.Штергейм издал здесь одно из самых знаменитых своих полемических эссе, “Гете” (1917, № 2). Сам Б. опубликовал в журнале вступительное эссе к первому номеру, “Марсий и Аполлон”, и главу из неоконченного романа “Юная девушка”. Журнал Б. был тесно связан с издательством Х.Хохштима в Берлине, выпустившего большую часть его экспрессионистских сочинений в 1917-1918, в том числе сборника стихов “Господь в туманах”, (“Der Herr in den Nebeln”. Berlin, 1917). Второй сборник, “Разрушенный Tacco” (“Der zerstörte Tasso”, Leipzig 1918), вышел в экспрессионистской серии “Страшный суд”. Кроме того, Б. писал новеллы (“Полнота сердца”, “Die Vollendung eines Herzens”, 1917, и “На улице”, “Auf der Straße”, Вена, 1920), манифесты и полемические эссе (“Новое поколение. Программное сочинение против метафоры”, “Das neue Geschlecht. Programmschrift gegen die Metapher”, 1917, и “О смерти”, “Über den Tod”, 1917). В 1920 были изданы две его комедии, “Гарри” и “Аннет”, под общим названием “1920 или Комедия о конце света” (“1920 oder Die Komödie vom Untergang der Welt”), поставленные порознь в Галле и Вене в том же году. Некоторые экспрессионистские пьесы Б. 1920-х не сохранились, известно, что они ставились в Германии и Австрии, хотя и без большого успеха. В 1922-1927 годах вместе с женой Б. руководил берлинским театром “Ренессанс”. Он публиковал статьи во многих экспрессионистских периодических изданиях (Der Anbruch, Die weißen Blätter, der Friede, Pan и др.)Несмотря на заметную роль в экспрессионистских кругах, как писатель Б. не отличался оригинальностью и большим успехом не пользовался. Его истинное дарование раскрылось в период распада экспрессионизма, когда использовав опыт экспрессионистской поэтики, Б. создал особый тип психологической драмы. Тематически она отвечала экспрессионистской проблематике, изображая характерного лирического героя экспрессионистской поэзии - дисгармоничного, резко противопоставленного бюргерской “норме”, увиденного сквозь призму учения Фрейда и обладающего той же интенсивностью переживания, витальностью, что и персонажи известных экспрессионистских драм. Тем не менее, пьеса “Болезнь юности” (“Die Krankheit der Jugend”, 1925) одновременно знаменует отход от экспрессионизма. В ней полностью отсутствуют черты утопии, нет и пафоса. По трезвости взгляда на действительность драма стоит ближе к складывающейся тогда “новой деловитости”. Небывалый европейский и, в особенности, парижский успех Б. основан отчасти на том, что он сумел вовремя предложить новый стиль драматургии, осознав недостаточность изобразительных средств и форм драматургии экспрессионизма. (Кроме того, интерес к “новому” автору Б. много лет умело подогревался и загадкой его псевдонима, не известного даже близкому окружению.) Используя прием монтажа, применяя симультантное действие на многоуровневой сцене (“Преступники”, 1928), фрагментарность, Б. продолжил обновление “техники драмы”. Реалистичная “деловитость” сочетается с прежними экспрессионистскими чертами, эмоциональным пафосом и экстатическим напряжением чувств. В какой-то мере сохраняется и проблематика, и экспрессионистский тип героя. Мировой популярности Б. способствовали драмы “Елизавета Английская”, 1929, и антифашистская пьеса “Расы”, 1933. С 1933 жил в эмиграции. С 1936 жил в США, был сопрезидентом “Союза немецко-американских писателей”. В исторических драмах и переработках античных сюжетов, которыми он преимущественно занимался в эти годы, экспрессионистские корни ощущаются все меньше. После войны жил в Западном Берлине.Соч.: Dramatische Werke. Bd. 1-2. Berlin, 1948; Dramen. Wien; Köln, 1990.Лит.: LehfeldtCh. Der Dramatiker Ferdinand Bruckner. Göppingen, 1975; TrilseJ.Ch. Ferdinand Bruckner // Österreichische Literatur des 20. Jahrhunderts: Einzeldarstellungen / unter Leitung von H.Haase und A.Madl. 2.erg. Aufl. Berlin, 1990; MannO. Exkurs über F.B.// Deutsche Literatur im 20.Jh. Strukturen und Gestalten. Bd. 1. Heidelberg, 1961; Gros F. L'oeuvre Lyrique de Teodor Tagger // Revue d'Allemagne. Strasbourg 1980.12; Vogelsang H. Österreichische Dramatik des 20. Jh. Wien, 1981; Engelhardt D. F.Bruckner als Kritiker seiner Zeit. Aachen, 1984; Horner K. Möglichkeiten und Grenzen der Simultandramatik. Frankfurt a. M; Bern, 1986.O.Acnucoea
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.