- “Бунт”
- (“Bunt”, Познань, 1918-1922)объединение новаторски настроенных польских художников и поэтов, действовавшее под сильным влиянием экспрессионистской риторики. В интерпретации радикального крыла группы ее название связывалось с идеологией активизма* и анархизма. В то же время лидером “Б.” был Е.Гулевич*, отождествлявший (вслед за С.Пшибышевским) теософию с сутью экспрессионизма. Среди членов-основателей группы: ее главный теоретик А.Бедерский*, художники Ян Ежи Вронецкий, Август Замойский, С.Кубицкий*, Маргарита Шустер, В.Скотарек*, Стефан Шмай. Позднее присоединились Артур Мария Свинарский, Ян Паненский, Стефан Найграновский, Зигмунт Шпингер, а также литераторы Аркадий Фидлер, Зенон Косидовский и др.Первой выставке “Б.” (март 1918), вызвавшей громкий скандал, сопутствовал специальный номер журнала “Здруй”* со стихами, манифестами и репродукциями работ членов группы. Идейное обоснование принятого направления состоялось на страницах последнего номера “Здруя” за 1918, где был опубликован польский перевод программного текста В.Кандинского* “К вопросу о форме” (“Über die Formfrage”) с комментариями Е.Гулевича. “Б.” и далее действовал в тесной связи со “Здруем”, используя его для пропаганды своих достижений (однако не злоупотребляя программотворчеством: следующая теоретическая статья появилась лишь в 1920). Поддерживались контакты с родственными немецкими художественными объединениями, особенно с журналами “Акцион”* и “Штурм”*, на опыт которых опирался “Б.”. В июне и октябре 1918 выставка “Б.” была перенесена из Познани в Берлин и Дюссельдорф. Проводились совместные акции с формистами (формизм*) (выставки в Познани, 1919, Кракове, 1920) и группой “Юнг идиш”* (Познань, 1920).“Б.” ратовал за “духовный интернационализм”, стремясь к апофеозу жертвенной борьбы, братства, общечеловеческой солидарности. Ценилось “биенье ритма жизни” (Бедерский), художественное многоцветье в соответствии с немецким значением двуязычного названия группы (bunt - “пестрый”). В действительности и графика, и скульптура, и архитектурные проекты участников объединения были близки по языку, выражавшему экстремальные психические состояния, взрывчатость текущего момента. Преобладали жесткие, напряженные формы и объемы, тяготеющие к абстракции структуры с сильно подчеркнутым контуром, контрастно организованный “хаос” острых зигзагов, ломаных и вьющихся линий и геометризованных пятен.Попытка Е.Гулевича навязать крайнюю мистическую ориентацию всей группе привела к ее скорому распаду. Фактически она перестала существовать уже в 1920, но еще в 1922 художники группы (С.Кубицкий, М.Шустер, В.Скотарек, С.Шмай) как единый коллектив приняли участие в берлинской Международной выставке революционных художников.Лит.: Zdrój. 1918. №3; Die Aktion. 1918. Bd. 21/22; 35/36; Malinowski J. Zrzeszenie artystów “Bunt”// Co robic po kubizmie. Krakow, 1984; Malinowski J. Sztuka i nowa wspólnota: Zrzeszenie artystów “Bunt”, 1917-1920. Wroclaw, 1991; Bunt: Ekspresjonizm poznañski, 1917-1921. Poznan, 2003; Малиновский Е. Авангард в Польше 1918-1923 и его связи с русским искусством // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.