- Вайнер, Рихард
- (Weiner, Richard)(06.11.1884, Писек, Австро-Венгрия - 03.01. 1937, Прага, Чехословакия)чешский писатель. Происходил из богатой еврейской семьи. По образованию инженер-химик, в 1908-1911 работал на заводе по производству спирта в Пардубицах и в Германии. В 1914 был мобилизован и послан на сербский фронт, но в 1915 освобожден от воинской службы вследствие тяжелого нервного потрясения. С 1910 много печатался в газетах и журналах, с 1912 - корреспондент чешских газет “Самостатност” (“Samostatnost”, “Самостоятельность”) и “Лидове новины” (“Lidové noviny”, “Народная газета”) в Париже. С 1918 и до конца жизни работал в пражской редакции “Лидовых новин”.В начале творческого пути В. выходят два поэтических сборника: “Птица” (“Pták”, 1913) и “Улыбчивое самоотречение” (“Usmëvavé odfíkání”, 1914). Выдержанные в духе импрессионистской лирики, они доносят оптимистическое восприятие поэтом предвоенного Парижа, его влюбленность в конкретный, вещный мир. Переживания военного времени резко меняют тональность творчества писателя, определяют его обращение к прозе. Сборники рассказов “Фурия” (“Lítiсе”, 1916), “Безучастный зритель и другая проза” (“Netecny divák a jiné prózy”, 1917), “Гримаса” (“Skleb”, 1919) отразили сближение с экспрессионизмом. Однако, будучи “самым выразительным представителем первой волны чешского экспрессионизма” (Е.Штросова), В. тяготел и к поэтике сюрреалистического типа, которая постепенно становилась доминирующей в его творчестве. Для его прозы второй половины 1910-х показательны мотивы сложных душевных состояний, болезненного ощущения зыбкости и обреченности, стремление высветить “подсознание”, обнажить обманчивость внешних “видимостей”, непостижимость самой сути человека. В повествовании появляется элемент игры и ассоциативной образной вязи. В послевоенной прозе В. метафорически изображен мир, в котором над разумом взяло верх иррациональное начало, а личность подавлена чувством неодолимой безнадежности и отчаяния. В. все чаще обращается к мотиву сновидений, воспринимая их как сигналы выхода за пределы сознания, в надреальные сферы, где экзистенциальный страх, связь человека с Космосом, фатальной предопределенностью проступают в наиболее чистом виде. В духе сюрреализма он создает сборники стихов “Многие ночи” (“Mnoho nocí”, 1928), “Натюрморт с сычом, гербарием и кубиками” (“Zátisí s kulichem, herbáfem a kostkami”, 1929), “Месопотамия” (“Mezopotámie”, 1930), сборники рассказов “Банщик” (“Lazebník”, 1929) и “Игра всерьез” (“Hra doopravdy”, 1933). В них В. стремится не столько раскрыть полярность видимого и сущностного, сколько создать символические структуры, дающие выход в трансцендентное через экспрессивно-фантастическую игру со словом и звуком. Он пытается воссоздать бессознательный процесс сна, в котором человек освобождается от оков “рацио” и оказывается тождественным самому себе: “бодрствующий сон” оказывается ключом к обновлению человеческой личности. Писатель приходит к выводу об ответственности человека за жизнь, о необходимости ее защиты. В. был также известен как переводчик с французского.Соч.: Rozcestí. Praha, 1918; Tfásnioky dèjinnych dnû. Praha, 1919; Банщик. M., 2003.Лит.: Rütte M. // Novy svèi. Praha, 1919; Doba a hlasy. Praha, 1929; Sezima K. / Masky a modely. Praha, 1930; Götz F. Básnicky dneSek. Praha, 1931; Salda F.X. Saldûv zápisník. Praha, 1933-1934; Chaloupecky J. R.Weiner. Praha, 1947.P. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.