- Бенн, Готфрид
- (Benn, Gottfried)(02.05.1886, Мансфельд - 07.07.1956, Берлин)немецкий поэт, эссеист, прозаик, драматург. Сын протестантского священника. Изучал философию и теологию в Марбургском университете, с 1905 - медицину в Академии военно-медицинского образования в Берлине. В 1912 Б. присуждена степень доктора медицины. Во время I мировой войны был военным врачом в Бельгии. С 1918 занимался медицинской практикой в Берлине.Слава Б. имела два взлета - в 1910-е и 1950-е. С молодых лет поэт испытал сильнейшее воздействие Ницше, сохранившееся до конца жизни: “Фоном для нас был Ницше”. В начале творческого пути он познакомился с Х.Вальденом*, А.Деблином*, Ф.Ведекиндом*, К.Штергеймом*, О.Кокошкой*.Первые экспрессионистские сборники его стихов “Морг” (“Morgue”, 1912) и “Плоть” (“Fleisch”, 1917), как и его проза (новеллы о докторе Ренне - сборник “Мозг”, “Gehirne”, 1916) и драматические сцены, поражали скепсисом по отношению к человеку и экспрессионистской утопии возрождения человечества. Как и другие экспрессионисты, Б. не принимал современного мира, но относился с глубоким скепсисом к идее его изменения и преображения, составлявшей пафос активистского крыла экспрессионизма. “Речь шла, - подытожил он, - уже не о распаде отдельной личности и даже не о ветхости расы, континента, социального порядка или системы - случилось нечто более масштабное: ощущалось отсутствие будущего для целого проекта творения”.Экспрессионистская поэзия Б. выделялась и своим стилем, и строем. Ее отличали конкретность и особый трезвый тон, предвещавший “новую деловитость”* (“новую вещественность”). Но если для “новой деловитости” истина лежала на поверхности жизни и для ее постижения достаточна была точность, то у экспрессиониста Б. “предметность” многозначна, за предметом встают картина и образ, этому предмету противоположные.В стихотворении “Невеста негра” (“Negerbraut”) в луже темной крови рядом покоятся голова белой женщины и негр с лбом, размозженным ударом копыта. Неодолимая неподвижность, статика скрывает иное: вместо темной крови - пурпурная подушка на брачном ложе, вместо мертвого оцепенения - соитие, вместо смерти - торжество жизни, вместо прозаической современности - глубь времен. Финал, однако, вновь возвращает читателя к трезвости: нож анатома врезается в шею женщины. Вся ранняя экспрессионистская поэзия Б. основана на подобном “двойном взгляде”. По его убеждению, современный человек со “зрачками, обращенными внутрь”, замечающий только себя и отдельные явления доступной ему действительности, не способен выдвинуть новые духовные идеалы. Б. перенес в стихи бесстрастный взгляд медика: труп юной девушки в морге (стихотворение “Прекрасная юность”, “Schöne Jugend”); лишенная души “нагая плоть” загорелых мужчин и женщин, возвращающихся с курорта (стихотворение “Скорый поезд”, “D-Zug”).В “Морге” сам замысел заставлял показать человека как неживой предмет. Препарированный труп уподобляется вещи: маленькая астра торчит, как из вазы, из разверстой груди утопленника (стихотворение “Астрочка”, “Kleine Aster”).В 1920-е поэзия Б., уже вышедшая за пределы экспрессионизма, стремится передать изначальную полноту бытия. Современность сопряжена с древностью. Восток и Запад встречаются на излюбленном Б. Средиземноморье - в месте пересечения разных эпох и культур. Многообразие географических, зоологических, ботанических названий; реальность большого города - и миф, являющий собой древнейший “геологический” срез культуры; оцепенелость - и вдруг прорыв вовнутрь, к пламенеющим глубинам; быстрая смена планов от частного ко всеобщему, смена ракурсов видения мира, разнослойность жизни - все это парадоксальным образом сочетается с классической четкостью формы, симметричностью антитез, повторяющимися началом и концовкой строф. При пугающей бездонности бытия - правильные, однообразные ритмы; при намеренном разнобое лексики - почти постоянное присутствие рифм, которые поэт понимал как “упорядочивающий принцип и контроль внутри стиха”. Сама строгость формы накладывала оковы, упорядочивала.С конца 1930-х мир в стихах Б. отчуждается, “крутится по чужим орбитам”. Блекнут краски. В стихотворении “Valse triste” (“Грустный вальс”) поток уносит розы, но прежде их лепестки отдают свой цвет - “краски текут в море”. В позднем стихотворении “Эпилог 1949” (“Epilog 1949”) Б. прямо связывал этот процесс отдаления, выцветания с оскудением мира, его “мертвенной синевой”.Б. необычайно отчетливо выразил свой вариант решения дилеммы, проходящей, как межа, через многие десятилетия немецкой культуры: обществу противопоставлялась “природа”, гуманистическим идеалам стихийные неуправляемые начала, современной цивилизации и демократии - прасуществование. Вплоть до начала 1930-х его поэзия была попыткой интенсифицировать мгновение, защитой настоящего перед лицом будущего, противопоставлением категорий “быть” - “стать” (“sein” - “werden”). В 1932 Б. был избран членом Прусской академии искусств. Он приветствовал нацизм, видя в нем выход из тупика нигилизма (статья “После нигилизма”, “Nach dem Nihilismus”, 1932; радиоречь “Новое государство и интеллигенция”, “Der neue Staat und die Intellektuelle”, 1933). Вскоре он осознал свое заблуждение и уже в 1934 дистанцировался от нацизма. В эссе “Кабачок Вольф” (“Bierhaus Wolf”, опубликовано в 1949) Б. дал гротескно-символическое изображение фашистского государства и высказал убеждение во всевластии жизни. В 1937 он подвергся нападкам в нацистской печати; в 1938 был исключен из Имперской палаты письменности, ему было запрещено печататься. В 1935 он служил врачом в вермахте в Ганновере, в 1943 был военным врачом в Ландсберге; окончательно оставил медицинскую практику только в 1953.Во фрагменте “Роман фенотипа” (“Roman des Phaenotyps”, 1944, опубликован 1949) Б. старается осмыслить экзистенциальную ситуацию современного человека. В написанном также в конце II мировой войны биографическом очерке с провоцирующим названием “Двойная жизнь” (“Doppelleben”, опубликован в 1950), размышляя о грандиозной мистификации, в которую продолжал верить немецкий народ, Б. обнажает контраст между своей жизнью в искусстве и существованием в исторической данности. Человек мыслящий не совпадает, по его наблюдениям, с человеком действующим.После окончания II мировой войны “казус Бенна” широко обсуждался в Западной Германии, поэт подвергся резкой критике за прошлые симпатии нацизму. В эссе “Птоломеец” (“Ptolemäer”, 1947) Б. разработал рецепт существования, лишенного общественных и нравственных ориентиров. Массовое уничтожение людей в нацистских лагерях, по его убеждению, неопровержимо доказывает полное подавление в человеке “моральных флюидов”. Взамен бессмысленной, по мнению Б., идеи ответственности за фашистское прошлое он предлагал технику саморасщепления личности, способ жить в современном мире, не вполне в нем присутствуя.С начала 1950-х к Б. приходит слава крупнейшего немецкого поэта. В 1951 он становится первым лауреатом новоучрежденной литературной премии Георга Бюхнера. В Швейцарии, а затем в ФРГ выходят сборники его стихов - “Статичные стихи” (“Statische Gedichte”, 1948), “Пьяный поток” (“Trunkene Flut”, 1949), “Дистилляции” (“Destillationen”, 1953). Сухость, хрупкость, безжизненность существуют как последняя фаза предшествовавшего времени, когда все было сжато, скручено, сдавлено невидимым глазу прессом, все поглощается бездонностью хаоса. Поэтические образы несут в себе разные временные пласты. Статика служит опознавательным знаком современного состояния мира. Прочитанный Б. в 1951 в Марбурге доклад “Проблемы лирики” многие слушатели (Г.М.Энценсбергер, П.Рюмкорф) восприняли как приглашение к поэзии, дававшей возможность сохранить творчество в чистоте, в изоляции от атмосферы бездуховности, сопровождавшей экономическое процветание. Современный этап в развитии поэзии должен стать, как считал Б., периодом артистизма. Стихотворение может быть сконструировано, главную роль в поэтическом творчестве должен играть холодный рассудок, подавляющий чувства. Огромное значение он придавал стилю. Эти идеи, как и творческое наследие, оказали значительное влияние на развитие немецкой поэзии.Соч.: Gesammelte Werke in 8 Bdn. München, 1960-1968; Briefe. 4 Bde. 1977-1980; Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. M., 1990; Собрание стихотворений. СПб., 1997.Лит.: Wellershof D. Gottfried Benn. Phaenotyp dieser Stunde. Köln, 1957; Lennig W. Gottfried Benn in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1962; Wodtke Fr.W. Gottfried Benn. Stuttgart, 1970; VahlandJ. Gottfried Benn. Der unversöhnliche Widerspruch. Heidelberg, 1979; Lohner E. Gottfried Benn. Bibliographie. 1912-1956. Morsum - Sylt, 1985; Holthusen Ы.Е. Gottfried Benn. Leben. Werk. Widerspruch. Stuttgart, 1986. Павлова H. Готфрид Бенн // История литературы ФРГ. М., 1980.Н.Павлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.