- Прохазка, Антонин
- (Proházka, Antonín)(05.06.1882, Важины у Вышкова, Австро-Венгрия - 09.06.1945, Брно, Чехословакия)чешский художник. Выходец из сельской среды. Учился на юридическом факультете Пражского университета (1901-1902), затем в Художественно-промышленной школе (1902-1904) и Академии изобразительного искусства (1901-1906, Прага). Начал выставляться в 1907. В 1906-1909 осуществил поездки в Берлин, Амстердам, Париж, Венецию, Неаполь и Рим, где изучал античное искусство, наследие Рембрандта, Хальса, Эль Греко, французских импрессионистов, Ван Гога*. Был членом объединений “Осма” (“Osma”, “Восьмерка”), “Манес” (“Manes”), “Скупина витварных умелцу” (“Skupina vytvarnych umêlcû”, “Группа деятелей изобразительного искусства”), “Скупина витварных умелцу Брно” (“Skupina vytvarnych umëlcû Brno”, “Группа деятелей изобразительного искусства Брно”).П. испытал воздействие живописи Мунка*, однако ему не свойствен трагический пафос его творчества, как и цветовые преувеличения художников-экспрессионистов “Осмы”. Он - лирик, скорее близкий к фовизму. Таковы его картины 1905-1909 - портреты, натюрморты, пейзажи, композиции на темы жизни будничной улицы, городских площадей, цирковых представлений (“Автопортрет с сигаретой”, “Vlastní podobizna s cigaretou”, 1906; “Парижская площадь в Берлине”, “Pafízské námestí v Berline”, 1907; “Улица”, “Ulice”, 1907; “Цирк”, “Cirkus”, 1907; “Влюбленные”, “Milenci”, 1906-1907; “Игроки”, “Hrácl”, 1908 и др.). Выдержанные в экспрессивной тональности, они отличались выразительностью мазка, пластикой форм, подчеркнуто функциональной трактовкой красок “не как символа, а как чувственной реальности”, “транспонированной энергии” (“Фрукты и кувшин”, “Ovoce a dzban”, 1907). В эти же годы он создал картину на библейскую тему “Изгнание из храма” (“Vyhnání z chrámu”, 1909), проникнутую барочным пафосом, традиционным для чешского искусства.В начале 1910-х П. сблизился с Браком и Пикассо; под их влиянием в духе синтеза кубизма и экспрессионизма созданы полотна “Прометей”, “Prometheus”, 1910-1911; “Натюрморт на столе”, “ZátiSí na stole”, 1912; “Композиция”, “Kompozice”, 1912; “Кофейная чашка”, “Kávová konvice”, 1913; “Певец”, “Zpevák”, 1916), для которых характерна экспрессивно-геометрическая деформация, плоскостное изображение предметного мира, взаимопроникновение разных плоскостей, образов живой и неживой материи. Вершиной кубоэкспрессионистской живописи художника явилась картина “Концерт” (“Koncert”, 1912). Посредством многократного преломления линий и разного рода форм в ней метафорически выражена мысль о “музыке сфер”, созвучии и, наоборот, дисгармонии различных сторон окружающего мира.С середины 1920-х П. увлекается примитивизмом, пластикой малых форм, все больше склоняется к социальной тематике (“Скитальцы”, “Tuláci”, 1926; “Le Trayas”, 1929). В традициях античной живописи написано монументальное полотно “Прометей” (“Prometheus”, 1938). 1930-е ознаменовались интересом П. к настенной живописи в Помпеях, обращением к пасторальным композициям; влияние персидской миниатюры сказалось в иллюстрациях к “Одиссее” Гомера, библейской “Песни песней”.В 1925 и 1933 награжден Золотыми медалями на выставках в Париже. В 1937 получил Гран-При парижской Всемирной выставки за монументальную живопись и мозаику.Лит.: Kutal A. Antonín Procházka. Praha, 1959; Lamaô M. Moderne tschechische Malerei. 1907-1917. Prag, 1967; GlivickyJ. Antonín Procházka a kniha. Praha, 1971; Expresionismus v ôeském umëni. 1905-1927. Praha, 1995.P. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.