- Венский Литературно-Музыкальный Академический Союз
- (Akademischer Verband für Literatur und Musik in Wien)(Вена, 1908-1914). Основан преподавателями и студентами венских высших учебных заведений. В руководство Союза в разные годы входили издатель журнала “Руф” (“Der Ruf”, “Призыв”) Э.Бушбек, руководитель издательства “Литерария” (“Literaria-Ver lag”) Р.Мюллер, писатель и критик Л.Ульман, музыковед П.Штефан, а также Р.Брандт, Х.Новак, Э.А.Райнхардт*, М.Зокаль.В качестве главных задач Союз рассматривал пропаганду нового искусства и поддержку молодых талантов. Основную работу вели студенты. Мероприятия, зачастую носившие эпатирующе-скандальный характер, знакомили широкую публику с современным отечественным и зарубежным искусством. В рамках деятельности Союза устраивались дискуссии, чтения и вечера, посвященные творчеству венских экспрессионистов (Ф.Ведекинд*, К.Краус*, Т.Дойблер*, А.Шницлер). С лекциями о проблемах современной культуры выступали видные его представители (О.Кокошка*, А.Лоос). Союз настойчиво пропагандировал искусство А.Шёнберга* и его учеников А.Берга* и А.Веберна, регулярно устраивая их концерты. Благодаря посредничеству Союза, Вена имела возможность знакомиться с художественными выставками авангарда (“Берлинская выставка футуристов”, “Международная черно-белая выставка”). Союз поддерживал тесные контакты с многими периодическими изданиями, на страницах которых немало начинающих авторов впервые получили возможность заявить о себе, в том числе Г.Тракль*, ставший одним из ведущих сотрудников инсбрукского журнала “Бреннер”*.Союз занимался также издательской деятельностью. С февраля 1912 по октябрь 1913 он издавал один из самых репрезентативных печатных органов австрийского экспрессионизма, литературный журнал “Руф”, имевший подзаголовок “Воззвание к молодым” (“Ein Flugblatt an junge Menschen”). Особенность публиковавшихся в журнале материалов состояла в том, что традиционная по форме неоромантическая поэзия и эссеистика (Х.Бар*, П.Альтенберг, Ф.Браун, Э.Людвиг, А.Пецольд) соседствовала с произведениями зачинателей экспрессионизма. В журнале сотрудничали А.П.Потерело*, Э.Ласкер-Шюлер*, А.Шёнберг*, Г.Тракль*, Ф.Верфель*, П.Цех*, Г.Климт, О.Кокошка* и др. Всего вышло пять номеров журнала. Среди них три тематических: “Карнавал” (“Karneval”), “Весна” (“Frühling”), “Война” (“Krieg”). В последнем война приветствовалась как неординарное событие, которое нарушало рутинное течение жизни, выводило из летаргического сна общество обывателей. Доход от издания предназначался для формирования австрийских военно-воздушных сил.Причиной прекращения деятельности Союза стали как финансовые трудности, так и внутренние разногласия, в частности между выразителем радикальных футуристских взглядов Р.Мюллером и представителями более умеренного крыла венского авангарда П.Штефаном и Л.Ульманом. Когда Мюллер ушел на фронт, П.Штефан возобновил издание журнала “Руф” под новым названием “Неуслышанный призыв” (“Der ungehörte Ruf”), Л.Ульман стал редактором в венской газете “Винер альгемайне цайтунг” (“Wiener Allgemeine Zeitung”).Лит.: Methlagl W. Zeitschriften als Spiegel des literarischen Aufbruchs. “Der Ruf” (Wien) und “Der Brenner” (Innsbruck)// Wien um 1900. Aufbruch in die Moderne/ Hg. P.Berner, E.Brix, W.Mantl. Wien, 1986; Lunzer H. Karl Kraus und der Akademische Verband für Literatur und Musik in Wien// Karl Kraus - Ästhetik und Kritik. Beiträge des Kraus-Symposiums Poznan / Hg. S.H.Kaszynski, S.P.Scheichl. München, 1989.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.