“Бреннер”


“Бреннер”
(“Der Brenner”, “Светильник”, Инсбрук, 1910-1954)
   Журнал, посвященный искусству и культуре. Издатель - Л. фон Фикер, сын историка Ю. фон Фикера. Выходил в собственном издательстве, один раз в две недели, с 1921 - в составе университетского издательства Вагнера в Инсбруке. Толчком к основанию журнала послужило знакомство Л. фон Фикера с южнотирольским поэтом и философом К.Даллаго. Среди сотрудников - Г.Тракль*, Т.Геккер, Ф.Эбнер, М. фон Эстерле. Первые два года существования “Б.” характер его публикаций определяла сконструированная Даллаго (под воздействием ницшеанской “философии жизни” и восточных учений) идеалистическая модель “чистого” (“нового”) человека: парии, который отвергает условности общества и руководствуется природной интуицией. Журнал сыграл большую роль в распространении экспрессионизма в Австрии, хотя сам Фикер и его сотрудники не были склонны причислять себя к экспрессионистскому движению, отмежевываясь прежде всего от его языковых экспериментов. “Б.” стремился расширить границы провинциального мира путем выдвижения на передний план проблем общечеловеческого звучания. Журнал быстро приобрел известность за пределами Австрии. В нем сотрудничали Р.Мюллер, М. фон Эстерле, Т.Дойблер*, О.Вайнингер, П.Шер, П.Шеербарт*, Г.Вагнер, П.Хатвани*, Ф.Лампль, М.Вид, Клабунд*. Характер публикуемых материалов определялся актуальными проблемами, порожденными войной, кризисным состоянием политики, науки, культуры, искусства и общества в целом. Очень скоро Фикер устанавливает связи с близкими по духу изданиями и творческими объединениями (Венский литературно-музыкальный академический союз, журналы “Руф”, “Штурм”*, “Гердерблеттер”* и др.). Особые отношения связывают “Б.” с “Факелом” К.Крауса*. В “Б.” печатаются многие сотрудники этого журнала (А.Лос, А.Эренштейн*, Э.Ласкер-Шюлер*, П.Альтенберг, К.Б.Генрих, С.Фридлендер [Минона], Л.Э.Тезар). Публикации о самом Краусе неизменно носят характер панегириков. По приглашению “Б.” Краус неоднократно выступает в Инсбруке с публичными чтениями своих произведений. Поддержку журнала находят и молодые писатели, в том числе пражские экспрессионисты О.Пик*, братья X. и О.Яновицы, В.Хаас. В то же время в самом Тироле журнал подвергался резкой критике за игнорирование традиционной тирольской культуры.
   С 1912 с приходом в “Б.” Г.Тракля* и, в особенности, после безвременной гибели поэта журнал становится пропагандистом его творчества, способствуя стремительному росту популярности Тракля. Анимистическая религиозность антиклерикала Даллаго уступает место христианско-эсхатологическому экзистенциализму Тракля. Его трагическая судьба призвана развенчать миф-утопию Даллаго о “чистом” человеке: ему на смену приходит поэт, страдающий во имя спасения человечества, искупления его грехов. Христианско-экзистенциалистская направленность журнала еще более усиливается с приходом в него в 1914 философа и публициста Т.Геккера, открывшего для немецкоязычных читателей экзистенциализм Киркегора. В эти годы “Б.” отводит также большое место интерпретации взглядов Достоевского и Стриндберга. В 1915 вместо журнала выходит альманах, посвященный памяти Г.Тракля. Он ознаменовал собой окончательный поворот к религиозно-философской католической ориентации.
   В том же 1915, в связи с уходом Фикера в армию, издание журнала было прервано до 1919. Затем он выходит с периодичностью десять номеров в год, а с 1922 - как серия ежегодников. Мировоззренческую позицию по-прежнему определяют перешедший в 1920 из протестантизма в католицизм Т.Геккер и философ Ф.Эбнер. Журнал все больше отходит от освещения актуальных проблем современности, углубляясь в область философско-христианского морализирования. Опираясь на постулаты католицизма, журнал предписывает человеку неуклонное исполнение возложенной на него Богом экзистенциальной миссии. Литературный раздел представлен любовной и пейзажной лирикой тирольских авторов А.Зантера, Д.Зайлера, Й.Лейтгеба. В 1926 К.Даллаго уходит из журнала, который полностью утратил свои изначальные черты. Закономерным результатом эволюции основателя “Б.”, Л.Фикера, стал в 1932 его переход в католицизм.
   В 1938 после присоединения Австрии к нацистской Германии журнал был запрещен. В годы после II мировой войны Фикер выпустил три номера “Б.” (1946, 1948, 1954), в сущности представлявших собой аналитические мемуары, посвященные прежде всего памяти его главных фигурантов: К.Крауса, Г.Тракля, Т.Геккера.
   Лит/. Stieg G. Der Brenner und die Fackel. Salzburg, 1976; Thieme K. Der “Brennen) in der Finsternis// Minotaurus. Dichtung unter den Hufen von Staat und Industrie / Hg. A.Döblin. Wiesbaden, 1953; Untersuchungen zum “Brenner”. Festschrift für Ignaz Zangerle. Salzburg, 1981; Klettenhammer S. “Der Scirocco ist kein Tiroler Kind und was uns im 'Brenner' vorgesetzt, ist alles eher als Tiroler Art”. Die Zeitschrift “Der Brenner” 1910-1915// Expressionismus in Österreich / Hg. K.Amann, A.A.Wallas. Wien, 1994; Klettenhammer S., Wimmer-Webhofer E. Aufbruch in die Moderne. Die Zeitschrift “Der Brenner” 1910-1915. Innsbruck, 1990.
   Т.Кудрявцева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Бреннер”" в других словарях:

  • Бреннер — фамилия и топоним: Фамилия Бреннер, Йожеф (Геза Чат; 1887 1919) венгерский прозаик, драматург, художник, музыкант и музыкальный критик. Бреннер, Карл Генрих (1895 1954) группенфюрер СС и генерал лейтенант войск СС, командир 6 й горной дивизии СС… …   Википедия

  • Бреннер — перевал в Вост. Альпах, на границе Австрии и Италии. Упоминается в позднеантичных источниках как Vipitenum. В совр. говорах под влиянием народной этимологии долины, находящиеся по разным сторонам перевала, называются Wipptal, но сам перевал… …   Географическая энциклопедия

  • Бреннер С. — Сидней Бреннер (англ. Sydney Brenner) (13 января 1927, Джермистон, Южная Африка) южно африканский биолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 2002 года. Содержание 1 Биография: начало карьеры 2 Научный вклад …   Википедия

  • Бреннер М. — Майор Рафаилович Бреннер (1906, Екатеринослав 1973) советский пианист и музыкальный педагог. После окончания Екатеринославского музыкального техникума поступил в Петроградскую консерваторию в класс Леонида Николаева. По окончании консерватории… …   Википедия

  • Бреннер М. Р. — Майор Рафаилович Бреннер (1906, Екатеринослав 1973) советский пианист и музыкальный педагог. После окончания Екатеринославского музыкального техникума поступил в Петроградскую консерваторию в класс Леонида Николаева. По окончании консерватории… …   Википедия

  • Бреннер — (Brenner), перевал в Альпах, у границы Австрии и Италии. Высота 1371 м. В туннелях под Бреннером  железная дорога и шоссе, соединяющие города Инсбрук и Больцано. * * * БРЕННЕР БРЕННЕР (Brenner), перевал в Альпах, у границы Австрии и Италии.… …   Энциклопедический словарь

  • Бреннер — перевал в Вост. Альпах, на границе Австрии и Италии. Упоминается в позднеантичных источниках как Vipitenum. В совр. говорах под влиянием народной этимологии долины, находящиеся по разным сторонам перевала, называются Wipptal, но сам перевал… …   Топонимический словарь

  • Бреннер — (Brenner)         горный перевал, расположенный между Эцтальскими и Циллертальскими Альпами (Восточные Альпы), на границе Австрии и Италии. Высота 1371 м. Один из наиболее низких и удобных перевальных путей через Альпы. Под Б. в тоннелях проходят …   Большая советская энциклопедия

  • Бреннер М. Р. —         Майор Рафаилович (р. 25 XII 1906 (7 I 1907), Екатеринослав, ныне Днепропетровск) советский пианист и педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1968). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. Л. В. Николаева, в 1935 под его рук.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бреннер — (Brenner Pass)Brenner Pass, перевал, в вост. Альпах, высотой 1371 м; расположен на австро итальянской границе, между городами Инсбрук и Больцано. Самая низкая и одна из старейших дорог через гл. хребет Альп …   Страны мира. Словарь



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.