- “Бреннер”
- (“Der Brenner”, “Светильник”, Инсбрук, 1910-1954)Журнал, посвященный искусству и культуре. Издатель - Л. фон Фикер, сын историка Ю. фон Фикера. Выходил в собственном издательстве, один раз в две недели, с 1921 - в составе университетского издательства Вагнера в Инсбруке. Толчком к основанию журнала послужило знакомство Л. фон Фикера с южнотирольским поэтом и философом К.Даллаго. Среди сотрудников - Г.Тракль*, Т.Геккер, Ф.Эбнер, М. фон Эстерле. Первые два года существования “Б.” характер его публикаций определяла сконструированная Даллаго (под воздействием ницшеанской “философии жизни” и восточных учений) идеалистическая модель “чистого” (“нового”) человека: парии, который отвергает условности общества и руководствуется природной интуицией. Журнал сыграл большую роль в распространении экспрессионизма в Австрии, хотя сам Фикер и его сотрудники не были склонны причислять себя к экспрессионистскому движению, отмежевываясь прежде всего от его языковых экспериментов. “Б.” стремился расширить границы провинциального мира путем выдвижения на передний план проблем общечеловеческого звучания. Журнал быстро приобрел известность за пределами Австрии. В нем сотрудничали Р.Мюллер, М. фон Эстерле, Т.Дойблер*, О.Вайнингер, П.Шер, П.Шеербарт*, Г.Вагнер, П.Хатвани*, Ф.Лампль, М.Вид, Клабунд*. Характер публикуемых материалов определялся актуальными проблемами, порожденными войной, кризисным состоянием политики, науки, культуры, искусства и общества в целом. Очень скоро Фикер устанавливает связи с близкими по духу изданиями и творческими объединениями (Венский литературно-музыкальный академический союз, журналы “Руф”, “Штурм”*, “Гердерблеттер”* и др.). Особые отношения связывают “Б.” с “Факелом” К.Крауса*. В “Б.” печатаются многие сотрудники этого журнала (А.Лос, А.Эренштейн*, Э.Ласкер-Шюлер*, П.Альтенберг, К.Б.Генрих, С.Фридлендер [Минона], Л.Э.Тезар). Публикации о самом Краусе неизменно носят характер панегириков. По приглашению “Б.” Краус неоднократно выступает в Инсбруке с публичными чтениями своих произведений. Поддержку журнала находят и молодые писатели, в том числе пражские экспрессионисты О.Пик*, братья X. и О.Яновицы, В.Хаас. В то же время в самом Тироле журнал подвергался резкой критике за игнорирование традиционной тирольской культуры.С 1912 с приходом в “Б.” Г.Тракля* и, в особенности, после безвременной гибели поэта журнал становится пропагандистом его творчества, способствуя стремительному росту популярности Тракля. Анимистическая религиозность антиклерикала Даллаго уступает место христианско-эсхатологическому экзистенциализму Тракля. Его трагическая судьба призвана развенчать миф-утопию Даллаго о “чистом” человеке: ему на смену приходит поэт, страдающий во имя спасения человечества, искупления его грехов. Христианско-экзистенциалистская направленность журнала еще более усиливается с приходом в него в 1914 философа и публициста Т.Геккера, открывшего для немецкоязычных читателей экзистенциализм Киркегора. В эти годы “Б.” отводит также большое место интерпретации взглядов Достоевского и Стриндберга. В 1915 вместо журнала выходит альманах, посвященный памяти Г.Тракля. Он ознаменовал собой окончательный поворот к религиозно-философской католической ориентации.В том же 1915, в связи с уходом Фикера в армию, издание журнала было прервано до 1919. Затем он выходит с периодичностью десять номеров в год, а с 1922 - как серия ежегодников. Мировоззренческую позицию по-прежнему определяют перешедший в 1920 из протестантизма в католицизм Т.Геккер и философ Ф.Эбнер. Журнал все больше отходит от освещения актуальных проблем современности, углубляясь в область философско-христианского морализирования. Опираясь на постулаты католицизма, журнал предписывает человеку неуклонное исполнение возложенной на него Богом экзистенциальной миссии. Литературный раздел представлен любовной и пейзажной лирикой тирольских авторов А.Зантера, Д.Зайлера, Й.Лейтгеба. В 1926 К.Даллаго уходит из журнала, который полностью утратил свои изначальные черты. Закономерным результатом эволюции основателя “Б.”, Л.Фикера, стал в 1932 его переход в католицизм.В 1938 после присоединения Австрии к нацистской Германии журнал был запрещен. В годы после II мировой войны Фикер выпустил три номера “Б.” (1946, 1948, 1954), в сущности представлявших собой аналитические мемуары, посвященные прежде всего памяти его главных фигурантов: К.Крауса, Г.Тракля, Т.Геккера.Лит/. Stieg G. Der Brenner und die Fackel. Salzburg, 1976; Thieme K. Der “Brennen) in der Finsternis// Minotaurus. Dichtung unter den Hufen von Staat und Industrie / Hg. A.Döblin. Wiesbaden, 1953; Untersuchungen zum “Brenner”. Festschrift für Ignaz Zangerle. Salzburg, 1981; Klettenhammer S. “Der Scirocco ist kein Tiroler Kind und was uns im 'Brenner' vorgesetzt, ist alles eher als Tiroler Art”. Die Zeitschrift “Der Brenner” 1910-1915// Expressionismus in Österreich / Hg. K.Amann, A.A.Wallas. Wien, 1994; Klettenhammer S., Wimmer-Webhofer E. Aufbruch in die Moderne. Die Zeitschrift “Der Brenner” 1910-1915. Innsbruck, 1990.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.