- Горки (Горький), Аршил
- (Gorky, Arshile)(псевдоним; настоящие имя и фамилия - Возданиг Мануг Адоян, Vosdanig Маnoog Adoian, 15.04.1904, Хорком, Армения - 21.07.1948, Коннектикут, США)американский художник. Родился в состоятельной армянской семье, пострадавшей от турецкого геноцида. В 1920 иммигрировал в США, где взял красноречивый псевдоним Аршил Горки (Ахиллес Горький). Один из непосредственных предшественников абстрактного экспрессионизма*, Г. умер до того, как это течение обрело официальное признание, однако его эмоционально выразительные, не до конца абстрактные, “био-морфные” картины 1930-х - начала 1940-х имели непосредственное отношение к формированию этого течения. С “абстрактными экспрессионистами” его роднит неприятие социальной темы в искусстве (о котором он отзывался: “Бедное искусство для бедных людей”), как и напряженный интерес к сфере подсознания, к архетипам и прапамяти.Г. - художник-самоучка, имитировавший попеременно различные стили - от П.Сезанна и П.Пикассо до Х.Миро, П.Мондриана и В.Кандинского*. Его называют переводчиком новейшей европейской живописи на язык современного американского искусства, одним из первых художников, способствовавших переходу от реализма и регионализма, господствовавших в США в первые десятилетия XX в., к авангарду. Раннее творчество Г. отличалось эклектичностью. Он обладал большим талантом рисовальщика: уверенность и стремительная легкость причудливо петляющей линии сочетались у него с внутренней гармонией и выверенностью, со способностью лаконичным, экспрессивным штрихом наметить лишь угадываемые смыслы, с выразительностью мельчайшей детали. Даже его наиболее абстрактные картины отмечены зримой текучестью, ощутимой сменой настроения от одной части картины к другой.Г. придавал большое значение традиции и преемственности в искусстве, исполняя их духом особого пантеизма. Важнейшей константой его творчества была память о потерянном рае Армении, земле изобилия и радости, одним из постоянных образов был образ его рано умершей матери. Картина “Художник с матерью” (“The Artist and His Mother”, 1926-1936, Уитниевский музей американского искусства, Нью-Йорк) сочетает элементы сюрреалистической и экспрессионистской эстетики.Труднодостижимое равновесие между строго выверенной формой и свободными, текучими образами, к которому стремился художник, воплотилось в одной из его лучших картин “Сад в Сочи” (“Garden in Sochi”, 1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк), где изображено священное древо, словно перетекающее в антропоморфные фигуры. Метаморфозы живого и неживого, одушевленного и неодушевленного, пластичная легкость их взаимопроникновения - отличительные черты его творческого почерка, отмеченного пантеистическими нотами.К началу 1940-х его полотна обрели особую экспансивность и выразительную точность. Крупным планом на них предстает буйство разнообразных естественных форм, по-раблезиански гиперболизированных фрагментов человеческих тел. Запечатленные в праздничных красках, эти чувственные образы-воспоминания воссоздают плодородный, полный жизни мир, каким его видел художник.Последние годы жизни Г. был тяжело болен. В 1946 пожар уничтожил двадцать семь полотен в его мастерской в Коннектикуте. В состоянии депрессии 44-летний Г. покончил с собой.Лит.: Schwabacher E.K. Archile Gorky. Witney Museum of American Art. New York, 1957; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997.M. Тлостанова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.