Город


Город
   Проблемы, с которыми сталкивается человек в современном перенаселенном городе, посреди индустриального ландшафта, - один из наиболее распространенных и содержательных мотивов экспрессионистского творчества. Хотя город предстает по преимуществу как символ пороков цивилизации, едва ли возможно говорить об однозначно отрицательном взгляде на него в произведениях экспрессионистов. Восприятие и оценки сугубо индивидуальны, изменчивы, часто диаметрально противоположны.
   Разделяя присущее футуристам восхищение новыми возможностями, какие давала техника, некоторые экспрессионисты испытывали ощущение восторга, рожденное взвихренным ритмом жизни большого города, его светящейся рекламой, игрой огней, мчащимися по улицам автомобилями, особым лихорадочным темпом ночной жизни. Однако в их восприятии город таит в себе много опасных ловушек, обмана, лжи. Он предстает одновременно и как нечто притягательное, манящее, и как капкан для юных душ, средоточие зла. Все вокруг - фантомы, все призрачно и ирреально.
   В драме В.Газенклевера* “Сын” (1914) юноша, запертый в доме отцом-тираном, с вожделением смотрит в окно на вечерний город, запретная ночная жизнь, исполненная магического очарования, вносит в его душу хаос и смятение. У А.Вольфенштейна* в сборнике “Безбожные годы” (1914) окно - также место, откуда можно наблюдать за суматохой уличной жизни, но город как воплощение современного технизированного мира изображен преимущественно негативно. В первых стихах Г.Тракля* еще передается ощущение умиротворенности городского вечера, ничто не предвещает ужаса и страха перед анонимным монстром, каким предстанет город позднее, когда в его стихах все более явственно зазвучит мотив дисгармонии и хаоса. “Распад”, “Гибель” - таковы названия некоторых стихотворений 1914, передающие настроение потерянности, близкого крушения непонятного и страшного мира, включающего и смутные картины городской жизни. Более определенный и пугающий образ города создал Г.Гейм*: в единственном прижизненном сборнике “Вечный день” он говорит о “Черных демонах”: словно гигантские тени, нависают они над городскими улицами, сминая крыши домов, неся с собой темень, мрак. Хаотический ландшафт, торжество порока - таким вырисовывается город в его стихах, сплетающих воедино реальные приметы времени с призрачными видениями, предвещающими неотвратимость зла. Урбанистическое начало в творчестве многих экспрессионистов выступает как нечто роковое, вовлекающее современного человека в бездну соблазна и греховности. Таким видится город Й.Р.Бехеру*: обиталище бродяг и убийц, огромная клоака, отравленная извращенной чувственностью и нищетой. Близкий образ города на широком эпическом материале создает в романе “Берлин Александерплац” А.Дёблин*.
   В “городских” произведениях экспрессионистов часто возникает фигура проститутки, она - дитя и жертва большого города, порождение греховности и целительница больной души поэта. Здесь определенно сказывается влияние Достоевского. У Р.Зорге*, Х.Иоста* и других часто появляются покинутые, брошенные на произвол судьбы молодые женщины, бедствующие с внебрачными детьми. У Я. ван Ходдиса* ощущение кризисности жизни в большом городе принимает нередко плакатно-сатирические формы. Тема одиночества в толпе особенно характерна для его очуждающе-скептического восприятия современного технизированного мира (стихотворение “Город”). Реальность городской жизни предстает в сложном ассоциативном переплетении разнородных, часто абстрактных метафор как бессмысленная, абсурдная, но и полная соблазнов. Поэтов страшит пространственная экспансия города. А.Вольфенштейн в сатирических тонах описывал “бесконечный город”, разросшийся до немыслимых размеров. У П.Вегенера* в стихотворении “Череда домов” этот бесконечный город рисуется как “страшный Молох”.
   Антиурбанистические настроения экспрессионистов нередко перекликаются с символической тоской по гармонии, воплощенной в образе сада (“Сады”, “Gärten” Г. фон Гофмансталя), в романтическом культе природы. Демель* в “Проповеди, обращенной к населению большого города” призывает покинуть города. Его призыв подхвачен А.Эренштейном*, зовущим разрушать города и машины как порождение бесчеловечно-демонического духа. У И.Голля* в “Новом Орфее” город-узилище, откуда необходимо освободить страждущее человечество. В то же время Р.Шикеле* в стихотворении “Народ большого города” представил урбанистический пейзаж как центр полнокровной, пульсирующей жизни - источник “воли и власти”, где будут решаться “судьбы мира”.
   Ужас перед абсурдной, разобщающей реальностью города рождает ощущение неизбежности экзистенциальной угрозы, социальных потрясений, смутный страх перед толпой и желание слиться с ней, боязнь и притяжение одновременно. Один из важных аспектов городской поэзии - промышленное производство, поглощающее и изнуряющее человека. Технизированный город неразрывно связан с образом рабочего человека, внедренного, чаще против собственной воли, в обесчеловеченный индустриальный процесс. Хаос узеньких улиц в нищих рабочих кварталах, трубы, словно чугунные монстры, шахты и насосные станции, грохот заводских цехов, анонимная бездушность конвейера, убожество жилищ – таков город П.Цеха*.
   Но и в среде так называемых “рабочих поэтов” тоже нет общего настроения. Город Г.Энгельке - средоточие механических функций, грохочущий пугающий лабиринт. Позднее этот мотив города-монстра найдет яркое воплощение в экспрессионистском кинематографе. Й.Винклеру же индустриальная мощь скорее импонирует. Город, этот промышленный гигант начала XX в., рождает одновременно восторг и отчаяние, поэт обожествляет и проклинает его. Человек в “джунглях большого города” - это вовсе не тот “новый человек”*, на которого уповают экспрессионисты. “Человек-масса” и влечет, и отталкивает их, и лишь немногие активисты даже в послереволюционный период продолжают слепо верить в солидарность масс, в “обновленное человечество”.
   С впечатляющей художественной силой воспроизведен город в экспрессионистской живописи и графике, а также в кинематографе. Не стремясь к жизнеподобию, экспрессионистские художники передают боль и страдание человека среди апокалиптических городских пейзажей, таящих в себе приметы надвигающейся катастрофы. Характерные черты экспрессионистской эстетики накладываются на восприятие города: слепящие стекла окон, мчащиеся автомобили, безумная игра света, людские толпы. Наиболее характерным примером трактовки урбанистических мотивов в кинематографе может служить “Метрополис” (1926) Ф.Ланга*. Социальные антагонизмы передаются режиссером через архитектурную символику: богачи живут в роскоши, в монументальных жилищах, напоминающих американские небоскребы, в то время как рабочие копошатся под землей, в темных подвалах, населенных машинами-монстрами. Средствами кинематографа демонстрируется ужасающая бесчеловечность этого двухуровневого города. Некоторые другие выдающиеся явления экспрессионистского кино - “Кабинет доктора Калигари” (1919) Р.Вине*, “Доктор Мабузе-игрок” (1922) Ф.Ланга, уже предвосхищавшие наступление эры тоталитаризма, были посвящены злу в его различных инкарнациях, напрямую связанных с образом большого города и торжествующего в нем порока. В фильме “Кабинет восковых фигур” (1924) П.Лени* воспроизводил с помощью техники монтажа и смелых съемочных ракурсов ту же мистическую атмосферу зла, отравляющего город своим ядом и быстро обретающего реальные социально-исторические очертания.
   Лит.: Brockhaus Ch. Die ambivalente Faszination der Grosstadterfahrung in der Kunst des Expressionismus // Meixner H., Vietta S. Expressionismus - sozialer Wandel und künstlerische Erfahrung. München, 1982; Simmel G. Die Grosstadt und das Geistesleben// Lyrik des Expressionismus / Mg. S.Vietta. Tübingen, 1985; BeckerS. Urbanität und Moderne. Studien zur Grosstadtwahrnehmung in der deutschen Literatur 1900-1930// Saarbrücker Beiträge zur Literaturwissenschaft. Bd. 39. St. Ingbert, 1993; Matsche F.Grosstadt in der Malerei des Expressionismus. Am Beispiel E.L.Kirchner// Die Modernität des Expressionismus / Hg. Th.Anz, M.Stark. Stuttgart; Weimar, 1994.
   И. Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Антонимы:

Смотреть что такое "Город" в других словарях:

  • город — Столица, крепость. См. житель, место.. ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. город городец, городище,… …   Словарь синонимов

  • Город — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократия …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ГОРОД — ГОРОД, а, мн. а, ов, муж. 1. Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Портовый г. За городом жить (в пригородной местности). За город поехать (в пригородную местность). За городом (вне города). 2.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ГОРОД — населенный пункт, имеющий статус города, характеризуется, как правило, значительной численностью населения, основную часть которогосоставляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне сельскохо зяйственного производства. Словарь финансовых… …   Финансовый словарь

  • ГОРОД — ГОРОД, населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории город оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается от 250 человек …   Современная энциклопедия

  • ГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории город оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • город — город, род. города; мн. города. В сочетании с предлогом «за»: за город, за городом (в знач. «в пригородную местность, в пригородной местности»); за город, за городом (в знач. «за чертой, по ту сторону города») …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ГОРОД — 1. ГОРОД1, города, мн. города, муж. Крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр. Важнейшие города РСФСР Москва и Ленинград. ❖ Зеленый город см. зеленый. 2. ГОРОД2, города, мн. города …   Толковый словарь Ушакова

  • ГОРОД — 1. ГОРОД1, города, мн. города, муж. Крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр. Важнейшие города РСФСР Москва и Ленинград. ❖ Зеленый город см. зеленый. 2. ГОРОД2, города, мн. города …   Толковый словарь Ушакова

  • город — Населённый пункт, выполняющий промышленные, транспортные, торговые, научные, культурные, административно политические или курортные функции и отвечающий по своей величине, структуре населения, характеру застройки и благоустройства определённым… …   Справочник технического переводчика

  • ГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории Г. оформляется в законодательном порядке. В РФ Г. одна из административно территориальных единиц, в рамках которых… …   Юридический словарь

Книги

  • Город, Уильям Фолкнер. "Город" - вторая книга трилогии Уильяма Фолкнера "Деревушка", "Город", "Особняк", посвященной трагедии аристократии американского Юга, которая оказалась перед мучительным выбором - сохранить… Подробнее  Купить за 412 руб
  • Город, Александр Блок. Город обрастает не только домами и памятниками. Каменное пространство переходит в духовное при помощи слова. Оно озвучивает город, населяет литературными образами, составляющими его особую… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Город, Уильям Фолкнер. "Город" - вторая книга трилогии Уильяма Фолкнера "Деревушка", "Город", "Особняк", посвященной трагедии аристократии американского Юга, которая оказалась перед мучительным выбором - сохранить… Подробнее  Купить за 210 руб
Другие книги по запросу «Город» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.