- Графичность
- больше расширительно-описательное, чем собственно терминологическое обозначение одного из оригинальных художественных признаков экспрессионизма. Г. отражала не только влияние на художественное письмо такого излюбленного жанра экспрессионизма, как графика, но и общую рационалистическую сторону его эстетики; Г. неотрывна от таких ее сущностных черт, как образное абстрагирование, стилевая, понятийная лапидарность и контрастность, контурная четкость и заостренность. Тяготение к Г. проявлялось в разных видах и родах искусства. В литературе оно зримо проступает в черно-белом колорите у Ф.Мазереля*, К.Кольвиц*, в композиционном геометризме Б.Уица*, “графичной” образности Г.Гейма* (например, в стихотворении “Umbra vitae”) или штриховых зарисовках Л.Кашшака* (“Желтые горизонтали полей... / Струями солнце... / Исхудалые руки - в небо, / братья...”; “На июльских полях”, “Juliusi foldeken”, 1918), в лозунговой резкости у А.Комьята* (“Наше слово - закон, / И каждое наше пророчество - безусловно-сбывшееся”; стихотворение “Большевики”, “Bolsevikok”, 1918); Г. экспрессионизма проявляется в светотеневых и линеарно-плоскостных эффектах на сцене, в кино, в архитектуре. В тяготении экспрессионистов к графической “геометричности” можно усмотреть предвестие конструктивизма (таковы, в частности, архитектурные и художественно-прикладные искания А.Аалто в Финляндии).Лит.: Daubler Th. Der neue Standpunkt. Dresden, 1916; Friedmann, Mann O. Expressionismus. Heidelberg, 1956; Expressionismus 1910-1923. Literatur-Kunst. Eine Ausstellung des Deutschen Literatur-Archivs im Schiller-Nationalmuseum. Marbach am Neckar, 1960; Koczogh Á. Az expresszionizmus. Budapest, 1938, 1967; Balázs B. Filmkultura. Budapest, 1948; Hevesy I. As expresszionista film és a film expresszionizmusa // Filmvilag. 1961. Nov. 15; Koczogh Á. Mai finn építészet// Nagyvilág. 1978. 3. sz.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.