- Григорьев, Борис Дмитриевич
- (11[23].06.1886, Москва - 08.02.1939, Кань-сюр-Мер, Франция)русский живописец, график, литератор. Отец - управляющий Рыбинским отделением Волжско-Камского банка. Детские годы провел на Волге с матерью, шведкой по происхождению. В 1904 поступил в московское Строгановское художественно-промышленное училище, затем продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Пользуясь поддержкой коллекционера и этнографа А.Бурцева, исполнил в 1910-1912 более ста рисунков на темы русского фольклора, в которых наметились характерные черты его художественного языка - “варварская” линия, грубый, неподвижный контур, деформация видимого, опредмечивание фантазий и сновидений. Тогда же Г. сблизился с группой будетлян-кубофутуристов (В.Хлебников*, В.Маяковский*, В.Каменский, Д.Бурлюк), участвовал в выставке “Импрессионисты” (1909), в вечерах кабаре “Бродячая собака” и “Привал комедиантов”, сотрудничал в журнале “Новый Сатирикон”. В 1912 под псевдонимом “Борис Гри” выпустил роман “Юные лучи”, в котором изобразил любовные и творческие метания художника Георгия Бурева, наделенного чертами автора; в других персонажах угадываются его современники.Первая персональная выставка Г. состоялась в Петербурге в 1913 после возвращения из поездки во Францию и Швейцарию. В его творчестве оказались слиты впечатления от нового европейского искусства, народного лубка и русского неопримитивизма (“Апаши”, 1914; “Улица блондинок”, 1915; “Циркачка”, 1917). Наибольшего своеобразия он достиг в портретах М.Добужинского (1917), Н.Клюева (1917), С.Есенина (1923), артистов Московского Художественного театра. Н.Радлов ввел особый термин “homo grigoriensis”. В типе “григорьевского человека” выявился разрыв с эпохой символизма, с грезами об идеальном и стилизациями прошлого. В статье “Линия” (1918) Г. писал: “Реально - не до иллюзии, реально до жути”. Таков “Портрет Мейерхольда” (1916), наглядно выразивший идею двойничества - на полотне узнаваемый облик режиссера и словно исходящая из него ипостась актерства. Фигуры изображены в необычном ракурсе, жесты утрированы, что подчеркнуто контрастом света и мрака, красного костюма и черного занавеса (“Меня интересует не случайное в Вас, а - роковое Ваше”). Блестящий рисовальщик, Г. искал равновесия “божественной формы” и мирового диссонанса. В серии зарисовок, вошедших в книгу “Intimité” (Пг., 1918; Берлин, 1921), ему удалось отразить “поэзию изящной интимности, легкой грации, грации даже в самой крайней бесстыдности эротического экстаза” (В.Воинов).Выдающимся созданием художника стал цикл работ под названием “Расея” (1916-1918), воспроизведенный в одноименной книге (Пг., 1918; Берлин, 1921 на немецком языке, 1922 на русском языке). Около семидесяти картин и рисунков раскрывали образы России, мрачной и безысходной, тронутой вырождением, не похожей ни на православную Русь Нестерова, ни на купеческую Кустодиева, ни на сказочную Васнецова. Этот цикл произвел на современников сложное впечатление. Причину А.Толстой находил в том, что через эти полотна “глядишь в темную глубь себя, где на дне, не изжитая, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли”. Картина “Земля народная” по композиции напоминает монументальный фриз. Лица крестьян словно вылеплены из пластов развороченной почвы: серо-коричневый колорит, тяжелая, деформирующая линия, тягучий ритм горизонтального ряда. По многозначности образов и силе воздействия П.Щеголев сравнивал “Расею” с поэмой А.Блока “Двенадцать”.Г. увидел в революции дальнейшее разрушение основ народной жизни и осенью 1919 эмигрировал в Германию, затем жил в Париже и на юге Франции, на вилле “Бориселла” близ Ниццы. Важнейшими работами этого периода он считал картину “Лики мира. 1920-1931” и графический цикл по роману Достоевского “Братья Карамазовы”. Художник много путешествовал, экспонировал свои произведения и преподавал в США, Чили, Аргентине. Депрессия, оторванность от России, неизлечимая болезнь с годами все сильнее искажали его творческий мир, придавали ему мрачность и апокалиптическую безысходность (“Автопортрет”, 1938). “Противоречия этого странного характера многих шокировали. Многие боялись Б.Г., считали его за какого-то опасного скандалиста. Получалась эта репутация вследствие крайней впечатлительности художника и полной зачастую невозможности его совладать с возникшими в ту минуту аффектами” (А.Бенуа). Так индивидуальная манера Г., отсутствие в его картинах логической связи между персонажами, деформация натуры и тенденциозность в экспрессии, доходящая, по словам К.Терешковича, до анекдотичности, составили неповторимый, уродливый и яркий художественный мир.Произв.: “L'étranger”. 1916. США; “Олонецкий дед”. 1918. Псков; “Портрет А.М.Горького”. 1926. Москва.Соч.: Visages de Russe. Paris, 1923; Boui Boui au bord de la mer. Berlin, 1924.Лит.: ГалееваТ. Борис Григорьев. M., 1995; Терёхина В. Трансформация образа // Человек. 1994. №5; Терёхина В. Творчество Б.Григорьева в контексте русского экспрессионизма// Борис Григорьев и художественная культура XX века. Псков, 2001.В. Терёхина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.