Грум, Славко


Грум, Славко
(Grum, Slavko)
(02.08. 1901, с. Шмартно под Литией, Словения, Австро-Венгрия, - 03.08.1949, с. Загорье у Савы, Югославия)
   словенский драматург, прозаик. Сын рабочего кожевенной фабрики. В школьные годы играл в любительских спектаклях. По окончании в 1919 гимназии в Ново-Месте изучал медицину в Вене, где познакомился с режиссурой М.Рейнгардта и увлекся теорией психоанализа З.Фрейда. В Вене написал первые драмы “Пьеро и Пьеретта” (“Pierrot in Pierette”, 1921); “Усталый занавес” (“Trudni zastori”, 1924); в Любляне - пьесу “Бунтовщик” (“Upornik”, 1927). Получив диплом врача, в 1927-1929 Г. работал в ряде люблянских больниц, выступал с лекциями по теории психоанализа. С весны 1929 и до смерти практиковал как частный врач-терапевт в с. Загорье.
   Медицинское образование и идеи Фрейда во многом определили тематику его творчества. Ранние драмы Г. отмечены влиянием символизма, его переход к поэтике экспрессионизма произошел после знакомства с творчеством А.Стриндберга* и “синтетическим театром” А.Таирова*, спектакли которого он видел в Вене в 1925. Г. воспринял через сценографию русского режиссера характерный экспрессионистский прием вертикального деления сценического пространства, когда действие происходит синхронно на нескольких минисценах. Г. обращается к проблеме подсознания, душевного надрыва и несвободы современника. В его творчестве психологическая мотивация и социальная обстановка несут отпечаток неизбежности судьбы. Наиболее известна драма “Происшествие в городе Гога” (“Dododek v meste Gogi”, опубликована 1930, год спустя поставлена на сценах Марибора и Любляны). Главное действующее лицо драмы - Хана, дочь богатого провинциального торговца, - живет в психической зависимости от травмы, нанесенной ей когда-то приказчиком отца, изнасиловавшим ее. Она вынуждена подчиняться ему всякий раз, когда тот хочет ею обладать. Чтобы избавиться от наваждения, Хана готова убить насильника. Действие происходит в затхлой атмосфере провинциального городка, где каждый из персонажей по-своему олицетворяет испорченность и извращенность общества. Местечко Гога становится как бы отрицательным национальным символом, воплощающим саморазрушительные возможности как коллективного, так и индивидуального сознания. Ломающая стереотипы пьеса, несмотря на выраженное новаторство сценического языка, не была по достоинству оценена критикой и получила признание лишь после II мировой войны.
   Соч.: Zbranodelo, I-II. Ljubljana, 1976.
   Лит.: Koblar F. Slovenska dramatika. Ljubljana, 1973; KoruzaJ. Ekspresionistiôna ôrtica Slavka Gruma. Ljubljana, 1979; Zadravec F. Elementi slovenske moderne knjizevnosti. Murska Sobota, 1980; Dolgan M. Grumovo pripovedniStvo in ekspresionizem // Primerjalna knjizevnost. Ljubljana. 1993. № 2; atrancar M. Uôna ura z Grumovo Gogo. Ljubljana, 1995.
   Н.Старикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Грум, Славко" в других словарях:

  • Grum, Slavko —    см. Грум, Славко …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.