Грундиг, Ганс


Грундиг, Ганс
(Grundig, Hans)
(19.02. 1901, Дрезден - 11.09.1958, Дрезден)
   немецкий художник и график. Родился в семье маляра. В 1920-1921 учился в Дрездене в Школе прикладного искусства, в 1922-1927 - в дрезденской Академии художеств (у О.Хетнера и О.Гусмана). В 1926 вступил в КПГ, в 1929 - один из лидеров дрезденского отделения Ассоциации революционных художников Германии (АССО, Assoziation revolutionärer bildender Künstler Deutschlands).
   Г. вошел в историю искусства XX в. как одна из ключевых фигур немецкого антифашистского искусства. Столь же очевидной представляется и его связь с экспрессионизмом. “Экспрессионизм не мог не повлиять на наше творчество, мы переняли его положительные черты: страстность, эмоциональность” (“Между карнавалом и великим постом”, “Zwischen Karneval und Aschermittwoch”, 1957). Это мнение находит подтверждение уже в ранних городских пейзажах и портретных работах художника (“Вечер у моста Марии в Дрездене”, “Abend an der Marienbrücke in Dresden”, 1929; “Портрет Франца Хаккеля”, “Bildnis Franz Hackel”, 1926-1927). Период наибольшего сближения Г. со стилистикой экспрессионизма приходится на середину 1930-х, когда он перешел на метафорический язык в трактовке современной жизни нацистской Германии. Центральной работой стал большой полиптих “Тысячелетняя империя” (“Das tausendjährige Reich”, 1935-1938), созданный под впечатлением от храмовых алтарей И.Босха и М.Грюневальда. В Германии подобная интерпретация была весьма распространена (живописные триптихи М.Бекмана*, О.Дикса* и Г.Эмзена, графический цикл “Страсти Христа” О.Панкока и др.), однако только Г. по силам оказалась цветовая экспрессия Грюневальда (центральная часть “Видение горящего города”, “Vision der brennenden Stadt”, 1936) и панорамный масштаб темы Апокалипсиса (боковые створки “Карнавал”, “Karneval”, 1935, и “Хаос”, “Chaos”, 1938), напомнивший также о полотнах П.Брейгеля-старшего. В этой работе художник достиг удачи благодаря пониманию традиции Средневековья и артистизму обращения с ней. Его художественный язык здесь не консервативен, но и не квазисовременен, как у Дикса и Бекмана: он более тактичен в модернизации стиля своих великих предшественников. И все же “Тысячелетняя империя” - несомненно, “алтарь” XX столетия; фантасмагория и эсхатологическая тема явлены в нем средствами новейшего художественного языка в контексте вселенского театра абсурда или мегаполиса, населенного умалишенными. Г., пожалуй, первым в немецком экспрессионизме использовал столь действенным способом образные средства сюрреализма: “Никто нам этого не говорил, мы действовали почти интуитивно и подсознательно искали опоры в творчестве мастеров поздней готики, художников XV века”.
   В те же четыре года Г. успел исполнить несколько других экспрессионистских работ: полотна “Борьба медведей и волков”, “Kampf der Bären und Wölfe”, 1938; “Нападение волков”, “Der Angriff der Wölfe”, (1936); большой цикл офортов “Животные и люди” (“Tiere und Menschen”, 1935-1938). В высшей степени естественным для художника был отказ от убежища в Швейцарии, где он отдыхал летом 1936, и возвращение к товарищам по АССО в Дрезден, после чего он сразу был арестован нацистами. В 1940-1944 он находился в заключении в концентрационном лагере в Заксенхаузене. В воспоминаниях о пережитом в Заксенхаузене Г. также предпочел подчеркнуто экспрессивный стиль, сравнивая сцены лагерных будней с фантасмагориями Брейгеля. Мера перенесенного им сказалась также в суровом упреке многим бывшим товарищам по АССО, согласившимся работать по заказам имперской Палаты культуры в 1930-1940-е. Лучшие послевоенные полотна Г. можно с полным правом отнести к шедеврам позднего экспрессионизма - прежде всего, “Реквием”, “Requiem” (варианты 1946 и 1948).
   В последние десять лет жизни Г. много работал как художник, литератор и профессор Высшей школы изобразительного искусства в Дрездене. В Государственном Эрмитаже хранятся семь его картин, подаренные вдовой, известным графиком Л.Грундиг.
   Произв.: “Безработная с сигаретной фабрики”, “Arbeitslose Zigarettenarbeiterin”, 1925; “Любовники”, “Liebespaar”, 1925; “Портрет танцовщицы Доры Хойер”, “Bildnis der Tänzerin Dore Hoyer”, 1935; “Прощание”, “Abschied”, 1930-е; “Осень”, “Herbst”, 1947; “Реквием” (“Жертвам фашизма”), “Requiem” (“Den Opfern des Faschismus”), около 1948; Графика: иллюстрации к стихам Ф.Вийона, 1936-1938, рисунки пером.
   Лит.: Zwischen Karneval und Aschermittwoch. Berlin, 1957; Grund ig H. Künstlerbriefe aus den Jahren 1926 bis 1957. Rudolstadt, 1986; Ганс Грундиг. Между карнавалом и великим постом. Воспоминания художника. М., 1963; Зернов Б. Выставка произведений Л.Грундиг и Г.Грундига. Государственный Эрмитаж. Л., 1959; Либман М.Я. Ганс Грундиг. М., 1974.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Грундиг, Ганс" в других словарях:

  • Grundig, Hans —    см. Грундиг, Ганс …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Федеративная Республика Германии —         ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).          I. Общие сведения          ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Грундиг, Ганс» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.