Ержабек, Честмир


Ержабек, Честмир
(Jeřábek, Cestmír)
(18.08.1893, Литомышль, Австро-Венгрия - 15.10.1981, Брно, Чехословакия)
   чешский прозаик, драматург, театральный критик. Сын писателя Виктора Камила Ержабека. Закончил юридический факультет Карлова университета в Праге (1917). Участвовал в боях I мировой войны. В 1919-1949 - служащий городского магистрата в Брно. Печататься начал с 1916. Один из ведущих представителей объединения “Литерарни скупина”*. В 1922-1926 редактировал журнал “Гост” (“Host”, “Гость”), орган этого объединения.
   Экспрессионистичны ранние рассказы, повести, драмы Е. В мире, потрясенном войной, единственной точкой опоры для писателя оказывается внутренняя жизнь индивидуума, разрывающего связи с обществом, обретающего свободу в духовной устремленности к новому, утопически-гуманному мироустройству. Отсюда перевод реальных проблем современности в плоскость спиритуалистской медитации, неприятие социального радикализма. Склонность к экспрессивной обобщенности, лиризм и метафоризация влекли за собой ослабление сюжета, превращение героев в прямых выразителей авторских идей, с чем связано обилие диалогов и рассуждений, лишь условно включенных в действие. От чувства духовной уверенности, которое герой обретает в общении с космосом, будучи исполнителем воли Всевышнего (“Призыв”, “Vyzva”, 1921), через ощущение тревоги и страха из-за ограниченных возможностей обычного “земного” человека (“Застекленный человек”, “Zaskleny clovëk”, 1923), Е. приходит к изображению мрачной картины бессмысленной и полной страданий человеческой жизни, создает образы людей, скованных бесполезным механическим трудом, нелепыми условностями (рассказ “Предвестие”, “Pfedzvéstí”, 1924). В том же духе написаны драмы “Новые флаги” (“Nové vlajky”, 1922), “Цирк Максимус” (“Cirkus Maximus”, 1922) и “Непрошеная гостья” (“Vetfelkynё”, 1933), в которых писатель пытается проникнуть в души выбитых из привычной житейской колеи людей. Экспрессионистские художественные средства использованы и в романах “Филантроп на кресте” (“Lidumil na kfízi”, 1925) и “Фирма пророка” (“Firma prorokova”, 1926). В первом из них речь идет об убийце, рукой которого водит некая гипнотическая сила. Второй, также с детективными элементами, построен на социально-психологическом эксперименте с целью доказать, что к добру человек приходит через познание зла. Психологический эксперимент использован и в романе “Мир горит” (“Svët hoff”, 1927): желая убедительнее показать внутреннее состояние героев, автор превращает их в своего рода “актеров камерной психологической студии”. В романе намечается переход к реалистической эпике, подчеркнутый субъективно-оценочный элемент уступает место более объективному повествованию. В ряде романов Е. пытается, в частности, раскрыть идейную ориентацию своего поколения. С этим связано и его обращение к судьбам людей искусства: писателя (“Адский рай”, “Pekelny ráj”, 1930), актера (“Недоигранное”, “Nedohráno”, 1943), композитора и поэта (“Летописи чешской души”, “Letopisy ceské duSe”, 1946). Эти произведения, как и романы “Свет в носовой части палубы” (“Svétlo na pfídi”, 1933) и “Путь земной” (“Cesta pozemská”, 1935), повествуют о крушении жизненных иллюзий. В трилогии “Легенда потерянного века” (“Legenda ztraceného véku”: “Искатели золота”, “Hledaci zlata”, 1938; “Медвежья шкура”, “Medvëdi kûze”, 1939; “Боги покидают землю”, “Bohové opuStëji zemi”, 1939) личная жизнь героев дана на фоне исторического конфликта. В романах трилогии улавливаются отзвуки былого увлечения экспрессионизмом.
   Автобиографический характер носят книги “Зеленая ветвь” (“Zelená ratolest”, 1946) и “В памяти и сердце” (“V pamëti a v srdci”, 1961). В 1950-1970-е писатель продолжал работать в социально-историческом жанре.
   Соч.: Neumfela, ale spí. Praha, 1941; Poselství z druhého bfehu. Praha, 1942; V zajetí Antikristové. Praha, 1945; Evropské meziaktí. Praha, 1945; Zvední se, mësto. Praha, 1947; Podivuhodny návrat bratra Angelma, Praha, 1948; “Nëkomu zivot, nëkomu smrt”. Praha, 1957; Saga naseho rodu. Praha, 1959; V pamëti a v srdci. Praha, 1961; Kam jde tvá cesta. Praha, 1972; Jitro se zpëvem. Praha, 1973.
   Лит.: Götz F. Anarchie v nejmladSí ôeské poezii. Praha, 1922; Sezima К. Román-detektivka naruby// Krystaly a prûsvity. Praha, 1928; Götz F. Basnicky dnesek. Praha, 1931; VlaSin §. Novely Cestmira Jefábka// Cesty k dneSku. Praha 1964; Hrabál J. // Zivot s literaturou. Brno, 1982; VlaSín. Historické romány C.Jefábka // Sborník prací FF brnënské univerzity, fada literaturnëvëdna (D). Brno, 1982; Götz F. Cesta pozemská // Literatura mezi dvëma válkami. Praha, 1984.
   Р. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Ержабек, Честмир" в других словарях:

  • Jeřábek, Cestmír —    см. Ержабек, Честмир …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.