Зрзавы, Ян


Зрзавы, Ян
(Zrzavy, Jan)
(05.11.1890, Вадин Окроуглице у Гавличкова Брода, Австро-Венгрия - 12.10.1977, Прага, Чехословакия)
   чешский художник, сценограф. Из семьи сельского учителя. После двух лет учебы в Художественно-промышленной школе в Праге (1908-1909) продолжал обучение в Германии (1912); неоднократно совершал поездки в Италию, Бельгию и Францию (1922-1930), в 1937 посетил Англию. В 1910-1920-е был членом творческого объединения художников “Манес” (“Manes”), группы “Умелецка беседа” (“Umélecká beseda”, “Художественная беседа”). Участвовал в выставках группы “Сурсум” (“Sursum”, “Воспрянем”), входил в группу художников “Тврдошийни” (“TvrdoSíjní”, “Упрямые”).
   Первые картины 3. носили мистико-символический характер, нарастающие веяния экспрессионизма сочетались в них с техникой кубизма. Для ранних работ художника характерны внимание к темным глубинам подсознания, мотивы рока, деформация изображаемой натуры. К началу 1920-х его живопись, утрачивая элементы экстатической мистики, все более ориентируется на передачу человеческих чувств. Художник формулирует принцип “экспрессивной корреляции”, соотнесения в живописном образе “души, материи и формы в их единстве”: произведение является “аккумулятором психической силы и активности”. Поэтике экспрессионизма соответствовала и трактовка пространственных решений: использование линий и тонов, способных создать форму, “включающую психические параметры изображаемых материй”. От живописи 1912-1914 на библейские темы 3. переходит к экспрессионистским картинам “Медитация” (“Meditace”, 1915), “Горе” (“Ноге”, 1915), “Страдание” (“Utrpení”, 1916), “Влюбленные” (“Milenci”, 1914), “Умирающий от чахотки” (“Umírající souchotináf”, 1918), “Безумец” (“Sílenec”, 1918), “Убийство” (“Vrazda”, 1921). Свет выражает в его картинах “идею перехода из одного мира в другой”, служит “трансцендентным слагаемым” живописного образа. В поздних работах художника экспрессионистское начало уходит в глубь художественного “подтекста”, проявляется в более рафинированных формах. Вершиной лирической пейзажной живописи 3., вызвавшей, по его словам, “принятие жизни, согласие с ней”, стали картины “Собор св. Марка ночью” (“San Marko V nocí”, 1930) и “Собор св. Марка днем” (“San Marko ve dne”, 1931). Во время II мировой войны в творчестве 3. вновь проявляются мотивы рока, гибели, но звучит и поэтически-нежная мелодия надежды (“Венецианский натюрморт”, “Benátské zátisí”). В послевоенный период художник создает несколько вариантов образа Клеопатры, к которому впервые обратился еще в 1920-е, работает в области пейзажной живописи и графики.
   В 1925 и 1933 был награжден Золотыми медалями на выставках в Париже, в 1937 - Гран-При на парижской Всемирной выставке. С 1945 - профессор Университета им. Ф.Палацкого (Оломоуц).
   Соч.: ZrzavyJ. О barvë// Volné smëry 21. 1921-1922; Dílo Jana Zrzavého. Praha, 1941; Jan Zrzav^ vrpomíná na domov a miada léta. Praha, 1977.
   Лит.: Dvorak F. Jan Zrzavy. Praha, 1961; Svët Jana Zrzavého. Katalog vystavy. Praha, 1963; Srp K.Divoká malba a niterny tvar; symbolicky expresionismus Jana Zrzavého// Expresionismus a ëeské umëni. 1905-1927. Praha, 1994.
   P. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Зрзавы, Ян" в других словарях:

  • Список астероидов (7701—7800) — Эта страница информационный список. (7601 7700) • Список астероидов • (7801 7900) …   Википедия

  • Zrzavy, Jan —    см. Зрзавы, Ян …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Чешский экспрессионизм —    складывался из относительно разрозненных проявлений в творчестве отдельных художников, временно сближавшихся друг с другом по общности устремлений и художественных поисков. Впервые понятие экспрессионизма в программно эстетическом значении… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.