- Инглин, Майнрад
- (Inglin, Meinrad)(28.06.1893, Швиц - 04.12.1971, там же)швейцарский писатель. Сын ювелира-часовщика. Не получил систематического высшего образования. В 1914-1918 служил в армии, обучался в офицерской школе в Цюрихе, занимался журналистикой. Всю жизнь прожил в кантоне Швиц, за исключением 1922, по большей части проведенного в Берлине. Испытал увлечение учением Леонгарда Рагаца.Экспрессионистские опыты писателя, в том числе роман “Фантазус” (“Phantasus”, около 1916) не были опубликованы автором. В первом опубликованном романе – “Мир Ингольдау” (“Die Welt von Ingoldau” 1922), прослеживается отчетливое влияние экспрессионистской поэтики: выбор “неприятных” тем из психоаналитического репертуара, мотивы инцеста, богоборчества, потери веры, безумия. В целом И. не разделяет пессимизма “черного экспрессионизма”, предлагая собственный выход из типичных для него ситуаций. Роман отличает наивно-прямолинейная заданность движения от “плохого” к “хорошему”, что наряду с особой приподнятостью тона также совпадает с основными приемами экспрессионистской поэтики. Тем не менее, роман ориентирован на жанровый канон XIX в. В нем прослеживается история жизни многих семей большой швейцарской деревни. Роман вызвал бурные протесты в Швейцарии, в особенности в провинции, в родном кантоне автора, где был воспринят обывателями как антиклерикальный и клеветнический.Роман “Вендель фон Ойв” (“Wendel von Euw”, опубл. в 1925) основан на берлинских впечатлениях автора. Характерен выбор героев - Вендель, антибюргер, индивидуалист, дразнящий окружающих самым вызывающим образом, и избранница и помощница главного героя, бывшая проститутка Лидия. Конфликт поколений, мотивы сумасшествия и самоубийства и в особенности идея избранности Венделя, мечтающего о новой, лучшей человечности, о “жизни на свету”, дают основание воспринимать этот роман в контексте экспрессионизма. Тесно связан с романом сборник новелл “Над водами” (“Über den Wassern”, 1925). Образ нового, духовного человека - главная тема одноименной новеллы этого сборника. По проблематике творчество И. в швейцарской литературе 20-х сопоставимо с романами Г.Гессе тех же лет. В критическом неприятии современного состояния общества И. вполне солидарен с экспрессионизмом, но опирается при этом и на швейцарскую традицию (К.Шпиттелер). В романе “Гранд отель "Эксцельзиор"” (“Grand Hotel Exzelsior”, 1928) экспрессионистские мотивы присутствуют лишь в отдельных сюжетных линиях. Позднее И. сознательно изживал следы влияния экспрессионизма, став последовательным сторонником реализма в литературе. В своем последнем романе “Эрленбюль” (“Erlenbüel”, 1965) И. возвращается к теме “Венделя фон Ойва”, но роман лишен экспрессионистской нагрузки, в нем нет идей или представлений, выходящих за рамки повседневного, обыденного. Из языка устранены обильные прежде метафоры, приподнятость стиля. И. создавал по две-три редакции своих произведений. Для него характерно постоянное возвращение к использованному однажды тематическому кругу, сюжетным схемам и отдельным эпизодам. Эта особенность позволяет проследить судьбу экспрессионистских мотивов на протяжении пятидесятилетнего творчества И.Соч.: Die Welt in Ingoldau. Roman. Stuttgart; Berlin und Leipzig, 1922; Wendel von Euw. Roman. Stuttgart; Berlin und Leipzig; Über den Wassern. Zürich und Leipzig, 1925; Werkausgabe in 8 Bänden. Zürich, 1981.Лит.: Wilhelm E. Meinrad Inglin. Weite und Begrenzung. Zürich, 1957; Wepfer E.T. Das bildende Leben in Meinrad Inglins Werk. Zürich, 1967; Matt Beatrice von. Meinrad Inglin. Eine Biographie. Zürich, 1976; Matt Beatrice von. Lesarten. Zürich, 1985.O.Acnucoea
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.